«Нестандартные» дети

Впервые в Ярославле в школе №12 открылся класс для слабовидящих детей. Пока в нем учатся только два ученика, но скоро к ним присоединятся и другие дети.
В школе лучше, чем дома
В нашем регионе вот уже много лет все слабовидящие дети школьного возраста, способные учиться в общеобразовательных школах, как правило, получают образование в специализированном интернате, который базируется в Гаврилов­Яме. Представьте себе, каково родителям отпускать от себя ребенка, ведь каждый день возить его в такую даль не каждый может. Поэтому многие ярославские мамы и папы предпочитали заниматься образованием, воспитанием и лечением слабовидящих детей в домашних условиях. Однако, согласитесь, это не совсем правильно.
Елена Толстякова, директор 12й школы Ярославля, всю душу вкладывает в новое для себя дело. Так называемый класс четвертого вида, который здесь сегодня открыт, а именно в таких учатся слабовидящие дети, – это не просто место, куда ребята приходят, чтобы получать знания. Здесь с ними помимо педагогов работают врачи и психологи. Задача у взрослых одна – сделать так, чтобы их подопечные не только сохранили зрение, но и научились жить в современном обществе. А это непросто. Ведь даже социализация взрослых инвалидов – дело очень сложное, а что уж говорить про детей. Вот что по этому поводу думает Елена Толстякова:
– В августе мы начали набор ребятишек в спецкласс. Желающих к нам попасть было немало, но, чтобы получить на это разрешение, следовало пройти специальную психолого­педагогическую комиссию и взять направление от департамента образования мэрии. К сожалению, часть ребят оказались «за бортом», потому что врачи диагностировали у них задержку психического развития. Как известно, такие дети нуждаются в дополнительном коррекционном обучении, мы же учим наших учеников по стандартной программе.
Впрочем, мы столкнулись и с другими фактами. Некоторые родители просто не захотели учить у нас своих детей. Одна мама прямо заявила, что лучше отдаст свою девочку в другую школу, чем будет ежедневно возить ее к нам. На все доводы врачей, которые ей сказали, что при таком обучении малышке к пятому классу грозит инвалидность, женщина отреагировала жестко: «Я не хочу, чтобы мой ребенок воспитывался с инвалидами. Пусть занимается с нормальными детьми». На мой взгляд, это неправильная позиция.
И чай разогреть, и книжку прочитать
Забегая вперед, скажу, что барьер в общении детей с ограниченными возможностями со сверстниками в школе исчезает достаточно быстро. Об этом нам рассказал Миша, один из первоклашек специализированного класса для слабовидящих детей. Важно поправив очки, он серьезно заявил, что у него уже есть три друга из параллельного класса, с которыми он очень любит играть.
Теперь буквально несколько слов о том, как проходят занятия для слабовидящих детей. Помимо математики, русского языка, литературного чтения они занимаются развитием мимики, осязания и малой моторики рук, ЛФК, ритмикой и бытовым ориентированием. Последний предмет им преподает тифлопедагог Марина Магистрова. Таких специалистов в Ярославле можно пересчитать по пальцам, поэтому несложно представить себе гордость директора школы, которая уговорила Марину Борисовну поработать с ее новыми учениками.
На вопрос, что изучает такой предмет, как бытовое ориентирование, Елена Толстякова ответила просто:
– Фактически это подготовка ребенка, у которого очень ослаблено зрение, к жизни в привычных для нас условиях. Он учится правильно сервировать стол, разогревать чай, готовить самые простые блюда, например, яичницу.
Знакомство с обоими учениками Валентины Дмитриевны Трифоновой, педагога начальных классов, заслуженного учителя РФ, началось в столовой. Пока она помогала Илье, одному из своих подопечных, его одноклассник Миша рассказал, как он трижды сегодня обыграл Валентину Дмитриевну в шашки. Вообще, Миша – парень остроумный и очень контактный. Выпускник 157го детского сада, он уже весьма бойко читает, знает много интересного, а главное, умеет об этом рассказать. В класс мы идем вместе. Илья держит за руку учительницу – и они громко считают ступеньки, по которым поднимаются вверх, а мы с Мишей шагаем впереди. Мальчик говорит мне, что учиться здесь ему очень нравится.
Валентина Дмитриевна успехами своих воспитанников довольна, хотя преподавать им азы грамотности и математики для нее дело непростое. Ведь методика обучения таких детей особенная, а постигать ее приходится прямо на ходу.
– Илюша меня сегодня порадовал, – говорит учительница. – Он уже научился выделять звуки, делить слова на слоги. Память у него хорошая, сказки, которые я детям читаю, он прекрасно пересказывает. А Миша вообще молодец: и читать, и считать хорошо умеет.
Цена вопроса
Осматриваю класс. Обыкновенная учебная комната, но здесь в отличие от других кабинетов стоит вешалка для одежды. Директор школы поясняет, что детям удобнее переодеваться прямо в классе, ведь тут им приходится проводить немало времени. Кстати, помимо занятий с педагогами и другими специалистами ребята обязательно гуляют, занимаются специальной физкультурой и, конечно, получают горячие завтраки и обеды, причем бесплатно.
Наталья Петрова, школьный логопед, выпускница Ярославского педагогического университета, тоже немало времени отдает новичкам. А еще учит своих коллег создавать специальные электронные учебные пособия и обучающие фильмы. На вопрос, зачем они нужны, отвечает так:
– Слабовидящие дети не могут смотреть, например, любимые многими фильмы о животных, которые отсняты компанией ВВС, ведь действие в них разворачивается динамично, картинки сменяют одна другую. Поэтому мы снимаем для таких детей специальное кино, где картинка может «замереть» на продолжительное время, и это дает возможность ребенку как следует, не торопясь, рассмотреть того же льва или кролика, понять, какая у них шкурка, какой длины лапы… При этом фильм, который мы покажем Илюше, вряд ли подойдет для Миши, для него мы сделаем другой. Дело в том, что наши мальчики имеют не только разную остроту зрения, у каждого из них свои особенности восприятия мира.
Понятно, что обучение детей с ограниченными возможностями – дело очень дорогостоящее. Пока финансирование класса, который открылся в 12й школе, идет за счет средств городского бюджета, но уже сегодня ясно, что выделяемых денег скоро не будет хватать. Ведь такие дети помимо специально оборудованных учебных кабинетов нуждаются и в постоянном наблюдении врачей. А это уже другой порядок цифр… Россия в нынешнем году подписала специальную Конвенцию ООН о правах инвалидов. В одной из его статей – «Образование» – прописано, что все государства обязуются обеспечить своим гражданам с ограниченными возможностями «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Все российские дети должны иметь равные права и возможности на достойную жизнь.
КСТАТИ
По данным областного департамента здравоохранения, только 17 процентов детей можно считать практически здоровыми, 31 процент имеет хронические заболевания, 50 процентов – функциональные нарушения работы различных органов и систем. Общая заболеваемость детей за последние 8 лет выросла на 28,5 процента.
Чтобы переломить ситуацию, в школах Ярославля реализуются программы «Путь в здоровье» и «Здоровье и безопасность». Врачи, педагоги, психологи ведут работу по формированию у школьников здорового образа жизни. За минувший год участниками этих программ стали более 19 000 человек.
Городские новости
Поделиться
Комментировать