Не запутаться в паутине


В наступающей тестовой эре образования еще встречаются школьники, готовые всерьез заниматься научной и исследовательской деятельностью, игнорируя сайты скачивания рефератов.


Ярославские ребята, которым «во всем хочется дойти до самой сути», познать, а не угадать «на ощупь» окружающий мир, собрались в минувшее воскресенье в школе №4, где проходил городской этап XII российской научной конференции школьников «Открытие».
Более ста учеников школ выступили с докладами в десяти научных секциях – от культурологии и права до экономики и информатики. Экспертами в секциях выступали ученые и специалисты ярославских вузов. Победители городского этапа конференции в апреле представят наш город на общероссийском «Открытии».
Одной из них станет Анна Охват, ученица 10-го класса гимназии №2. Ее работа, посвященная исследованию тревожности подростков и проблемных ситуаций во взаимоотношениях с родителями в разные периоды подросткового и юношеского возраста, была признана лучшей в секции «Психология».
В течение трех месяцев Аня провела психологическое анкетирование. Под руководством кандидата психологических наук, старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова Ирины Серафимович она опросила восемьдесят пять учащихся 5, 7, 9 и 10-х классов. И выяснила, что вместе с обществом и временем меняются проблемные ситуации и отношения «отцов и детей».
– Если в пятом классе камень преткновения в отношениях между родителями и детьми – плохое поведение ребенка, то в старших классах конфликты возникают из-за взаимного непонимания, – считает Анна. – Я бы порекомендовала родителям не сразу «заводиться» и ругать ребенка, а постараться выяснить причины его неуспеваемости. Нужно просто спокойно поговорить с ребенком.
В секции психологии почти все заявленные работы направлены на исследование и решение проблем, которые волнуют школьников старших классов: «Выбор профессии в зависимости от специализации класса», «Особенности проявления страха в зависимости от самооценки», «Некоторые особенности взаимодействия старших и младших сестер». Юные участники конференции, всерьез заинтересовавшись психологической коллизией, пытаются сами найти пути ее разрешения. Они читают книги, делают выводы, высказывают свои суждения и пишут настоящую творческую или научную работу. Пожалуй, название конференции сегодня приобретает новый смысл. Сами ученики, способные на подобную работу, скоро могут стать уникальны.
– При нынешней демографической ситуации, социально-экономических проблемах удержать образование на таком уровне – это очень большая заслуга, – рассуждает кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики ЯрГУ, член экспертной комиссии секции «Психология» Александр Смирнов. – Проводятся реформы образования, меняются условия поступления. ЕГЭ и подобного рода формы оценки работы ученика, к сожалению, абсолютно не мотивируют его на научный труд, на содержательную работу. И нас беспокоит, что в будущем старшеклассников, заинтересованных в серьезной, глубокой научной работе, может оказаться гораздо меньше, чем сейчас. Это действительно проблема.
К счастью, участники конференции «Открытие» уже «заразились» научной деятельностью и собираются продолжить свои исследования. Остается надеяться, что они научат своих младших коллег не только слепому блужданию по всемирной паутине, но и романтическому «бороться и искать, найти и не сдаваться».
Поделиться
Комментировать