Александр Беглов: «Государство обязано выполнять роль ответственного родителя детей-сирот»

Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Беглов рассказал о том, как решаются в округе проблемы детей-сирот и о помощи, которую власти оказывают усыновителям и опекунам.

– В полпредстве недавно создана рабочая группа по реализации указа Президента РФ о поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ее первом заседании было принято решение открыть горячую линию. На какие цели будет работать такая обратная связь?


– Государство обязано исполнять роль ответственного родителя по отношению к самым незащищенным членам общества – детям-сиротам. И хотя в регионах ЦФО делается в этом направлении немало, все равно остается целый ряд нерешенных вопросов и проблем.


Именно на безусловную социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нацелен указ президента. А поскольку одна из основных задач полпредства – контроль исполнения президентских поручений, в качестве такого инструмента нашей работы и была создана горячая линия. Важно было получить механизм обратной связи со всеми категориями граждан, так или иначе связанными с детьми-сиротами.


Во-первых, горячая линия была организована для усыновителей. В регионах уже давно и вполне эффективно работают структуры, помогающие тем, кто готов взять в семью приемного ребенка. Но мы знаем, что не все и не всегда там бывает благополучно: случаются и волокита, и нарушения. Во-вторых, обратиться на горячую линию могут сотрудники школ-интернатов, детских домов и приютов. Но главное, могут звонить сами дети: во всех детских домах вывешены объявления с номерами «горячих» телефонов.


Горячая линия, как лакмусовая бумажка, выявляет, в каких конкретно субъектах округа и какие именно проблемы наиболее актуальны. Еженедельно мы сводим данные по всем звонкам и видим общую картину.


– Сколько звонков поступило на горячую линию?


– Более 500. Как мы и предполагали, большая часть из них, около 75 %, связана с вопросами предоставления жилья сиротам, достигшим совершеннолетия. Чаще всего речь идет о нарушении сроков, иногда очередники вынуждены ждать жилья годами. Много звонков о проблемах постановки на очередь. Спрашивают и о качестве жилья – не всегда оно соответствует нормам.


Больше 100 обращений касалось вопросов усыновления: причем нередко речь шла не о каких-то конкретных проблемах, а о том, что люди просто не знают, где найти нужную информацию. Звонки распределились почти поровну: половина от воспитанников детских учреждений, половина от усыновителей – потенциальных или уже состоявшихся. На ближайшем заседании рабочей группы мы подведем итоги горячей линии и проанализируем их вместе с губернаторами.


– Как будет действовать рабочая группа?


– В нее вошли все губернаторы ЦФО, председатели законодательных собраний субъектов, представители прокуратуры и других силовых структур. Главная ее задача – контролировать и развивать программы в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Такие же рабочие группы образованы и в регионах – их возглавляют губернаторы. Мы получили возможность знакомиться с лучшими практиками в этой сфере, обобщать имеющийся в округе опыт. Например, в Костромской области создан институт шефства над воспитательными учреждениями. В Калужской области успешно социализируют детей, выросших в казенных учреждениях: в специальных центрах воспитанники приобретают профессию и успешно адаптируются ко взрослой жизни. В нескольких регионах разработаны электронные паспорта детских домов. Сейчас мы обобщаем эту информацию, чтобы создать единую унифицированную форму такого паспорта. Над всеми без исключения детскими домами округа взято шефство.


В каждую поездку в регион любой из сотрудников полпредства обязательно посещает детский дом или приют. Мы хотим своими глазами видеть ситуацию, говорить с детьми и воспитателями. Порой один такой визит дает больше полезной информации, чем целые горы статистических данных.


– Каковы задачи рабочей группы? Какие дополнительные меры нужны для решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей, и сирот?


– Одна из задач – разработка и принятие необходимых региональных нормативно-правовых документов для улучшения положения детей, находящихся в детских домах и на попечении в семьях. Большинство проблем, как показывает практика, возникает обычно на стыках федеральных и региональных законов. Нужно устранить эти противоречия, гармонизировать нормативно-правовые акты, чтобы они дополняли друг друга, давали синергетический эффект.


Один из самых сложных вопросов – обеспечение выпускников детских домов жильем. Иногда бывшие детдомовцы ждут жилья так долго, что сами уже становятся родителями. Но происходит это чаще всего не из-за чьей-то нерадивости, а потому что регион просто не имеет возможности строить в нужном объеме. В таких случаях власти должны искать альтернативные пути решения. Например, находить правовые возможности для организации социального найма жилья до того момента, когда подойдет очередь.


Но самая главная задача – разработка и реализация социальных программ, которые уменьшали бы социальное сиротство как таковое. Именно на реализацию права каждого ребенка жить в семье сделан основной упор в «Национальной стратегии действий в интересах детей», подписанной президентом 1 июня прошлого года, как раз в День защиты детей. Указ о поддержке детей-сирот только развивает тему, заложенную в стратегии.


– В перечень показателей эффективности руководителей регионов теперь будут включены данные об усыновленных детях. Не приведет это к тому, что муниципалитетам будут спускаться разнарядки для достижения лучших результатов?


– Основной критерий, по которому будет оцениваться деятельность руководителей регионов в данной сфере, – доля детей, оставшихся без попечения родителей. Чем меньше детей будет на попечении государства, тем более эффективной можно считать работу. Мы уверены, что самый лучший вариант для детей – это семья. Вы знаете о том, что у подавляющего большинства воспитанников детских домах есть живые родители? Только за один год в стране лишилось родительских прав более 50 тысяч семей. И это не частная беда – это проблема всего общества.


Чтобы не появлялись сироты, нужно в первую очередь работать с молодыми людьми, будущими родителями. Сейчас в обществе идет большая дискуссия о том, какими мерами государство должно стимулировать усыновление и какую помощь должны получать от государства приемные родители: и дополнительное финансирование, и предоставление доступных сервисных услуг – нянь, врачей, психологов, педагогов. Все это правильно и справедливо: приемной семье обязательно нужно помогать.


– В указе президента содержится поручение по механизмам стимулирования субъектов к установлению и выплате ежемесячного денежного вознаграждения опекунам, приемным родителям. Есть ли уже такие механизмы, а также регионы, в которых осуществляются подобные выплаты?


– Ежемесячное вознаграждение приемным родителям за каждого взятого на воспитание ребенка выплачивается во всех регионах округа. Его размер составляет, как правило, от 3 до 9 тыс. рублей в месяц. В Белгородской области, например, с 2005 года ежемесячная выплата на содержание усыновленного ребенка – около 8 тыс. рублей.


Общий объем бюджетных средств на выплату ежемесячных пособий опекунским и приемным семьям, а также вознаграждений приемным родителям в 2012 году составил в округе порядка 9 млрд. рублей.


В указе речь идет об увеличении вознаграждения в зависимости от возраста ребенка, наличия у него инвалидности или других особенностей. В Московской области, например, приемным родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, будет выплачиваться ежемесячное вознаграждение на уровне примерно 25 тыс. рублей.


Понятно, что люди, решившие взять ребенка-инвалида, делают это совсем не для того, чтобы получать какие-то дивиденды. Но помогать таким семьям, безусловно, нужно.


К уже сделанным шагам будут добавляться и другие. Как вы знаете, 26 февраля Президент РФ подписал еще один указ – «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1-й группы».


– Есть ли какие-то инициативы, которые вы еще только собираетесь внедрять?


– В нашей стране функционирует целый ряд структур для детей-сирот: дома ребенка, детские дома, приюты, школы-интернаты. Кроме того, существуют еще разнообразные службы и комиссии, которые призваны помогать детям, оставшимся без родителей. Функция у всех у них одна – обеспечить надлежащее содержание ребенка. Регулярно посещая детские учреждения, могу сказать: эта задача в Центральном федеральном округе уже практически решена.


Но просто достойное проживание – этого уже недостаточно для полноценного развития ребенка. При соответствующем подходе каждый детский дом мог бы стать местом, где раскрываются таланты его воспитанников. В ЦФО есть уже специальные учреждения для одаренных детей, например, в Ивановской области успешно функционирует музыкальный детский дом. Именно на таких площадках можно уже сейчас внедрять лучшие педагогические практики и методики раннего развития.


В наших силах сделать так, чтобы выпускники детских домов стали креативным кадровым ресурсом страны.

Ярославский регион/Северный край

 

Поделиться
Комментировать