Штучная вещь. Почему растет спрос на hand-made?

О модных тенденциях в рукоделии, профессионализме в творческой сфере и особенностях женского и мужского подхода мы поговорили с председателем ассоциации мастеров декоративно-прикладного творчества «Все грани творчества» Татьяной Ульяновой.

Занятие для души

– Рукоделие становится все более популярным. Чем, по-вашему, это объясняется?

– Думаю, стремлением к самовыражению. Несмотря на большое количество самых разных товаров в магазинах, людям хочется, чтобы их окружали эксклюзивные вещи, которые отражают их внутренний мир. Кроме того, до сих пор осталось влияние советского прошлого, когда у всех все было одинаковым. Сейчас хочется разнообразия.

В век информационных технологий, когда темп жизни ускоряется, изделия ручной работы приобретают особый смысл. Делая подарок своими руками, ты даришь человеку самое дорогое, что у тебя есть, – свое время. Плюс вещь, которая сделана штучно, хранит теплоту рук, и она в наш холодный век имеет большую ценность.

Конечно, сыграла роль и доступность разнообразных материалов и мастер-классов. Так что сейчас почти каждый при желании может самостоятельно сделать открытку или оформить досочку в технике декупаж…

– Это как-то влияет на рынок изделий ручной работы?

– Спрос на hand-made растет, поскольку растет мода. Открытка ручной работы плотно заняла место в нашей жизни. В то же время увеличивается количество мастеров, растет профессионализм. Даже оставаясь в рамках одного вида рукоделия, мастера стремятся изучать разнообразные техники и приемы, искать свежие идеи. Кроме того, все больше людей увлекаются несколькими видами творчества. Это от характера зависит – кто-то максимально углубляется в один вид рукоделия и осваивает его в совершенстве, а кому-то интересно все попробовать, все изучить. Я, например, отношусь ко второй категории.

С другой стороны, на рынке сейчас много тех, кто сходил на два мастер-класса, научился склеивать две детали и теперь называет себя мастером и продает свои работы. К сожалению, даже изделия низкого качества зачастую находят своего покупателя – в недоделанности люди видят признак ручного труда.

– А какими видами рукоделия вы владеете?

– Когда мне было 6 лет, мама научила меня вязать. Я до сих пор часто вяжу носочки, свитера, шапочки. Если еду в Москву, возвращаюсь обязательно с парой носочков. Для меня немыслимо, чтобы руки оставались без дела. Далее, как и у многих рукодельниц, был долгий период вышивки крестиком. Потом мама научила меня двусторонней глади.

Как-то под Новый год мне в руки попал журнал, наполовину посвященный скрапбукингу. Я решила попробовать и сделала открытки к празднику. С тех пор я влюблена в этот вид рукоделия и в основном занимаюсь им. Хотя владею декупажем и квиллингом, умею делать букеты из конфет, недавно попробовала расписывать пряники…

– А чему еще хотелось бы научиться?

– Меня восхищает техника фриволите. Наверное, мы все любим то, что нам несвойственно. Этот вид кружева требует огромного внимания, кропотливости. Мне этого недостает. Я пробовала учиться фриволите и с горем пополам могу сделать салфетку в этой технике, но для создания действительно сложных работ мне не хватает трудолюбия и усидчивости.

– С какими редкими видами рукоделия вы сталкивались?

– Сейчас информация обо всем настолько доступна, что вряд ли стоит говорить о редких видах рукоделия. При этом появляются новые возможности, пока освоенные небольшим количеством людей. Например, уже второй год популярен вид творчества, у которого даже названия нет. Обычно для его определения используют название материала – фоамиран. По ощущениям он похож на пластичную замшу. Из него делают большие и маленькие цветы, украшения, игрушки… Главная прелесть этого материала – его стойкость. Он не боится воды, не выгорает на солнце и дает рукодельницам много возможностей для экспериментов.

Моду создает подиум

– Существует ли региональная специфика в рукоделии?

– Конечно, в каждом регионе есть свои традиционные виды декоративно-прикладного творчества, ремесла. Для Вологодской области, например, это кружево. Для Ярославской – работа с глиной, ярославская майолика.

А вот хобби – скрапбукинг, декупаж, квиллинг и другие, по моим наблюдениям, региональной специфики не имеют. Благодаря интернету и доступности информации эти виды творчества развиваются повсеместно.

– Рукоделие и ремесла развивались на протяжении многих веков. Как изменилась их роль?

– Многие виды рукоделия появились от необходимости. Люди шили и вязали одежду, изготавливали предметы быта. Ткани были дорогими, хотелось пустить в ход каждый обрезок – так родился пэчворк. Со скрапбукингом то же самое – все обрезки дорогой в то время бумаги шли в ход. Кстати, даже Марк Твен занимался скрапбукингом – делал авторские альбомы и зарабатывал на них больше, чем на своих произведениях. А сейчас по большей части рукоделие превратилось в занятие для души.

– Какие основные тенденции сейчас выделяются в рукоделии?

– Во всем сейчас проявляется эклектика. В одном произведении часто используются приемы разных видов рукоделия. Мастера пробуют десятки техник, экспериментируют. Минимализм ушел. Увеличивается количество деталей в одном произведении, работы становятся сложными, многослойными. Причем это происходит во всех видах творчества.

В моду вошел стиль шебби шик – пастельные тона, рюшечки, завиточки, летящие линии…

– А что влияет на эту моду?

– Многое зависит от подиума. Если посмотреть на коллекции ведущих модельеров, можно с уверенностью сказать, что через год или два цвета и формы, которые они используют, появятся, например, в скрапбукинге.

Общее политическое и экономическое состояние тоже влияет. В сложных обстоятельствах людям особенно хочется светлых чистых цветов.

– Существует ли сезонная мода на цвета и формы?

– Она скорее связана с праздниками. С октября все начинают готовиться к Новому году. Здесь есть две основные цветовые гаммы. В России Новый год традиционно ассоциируется с синим, голубым, белым. Однако молодежи сейчас ближе стилистика католического рождества, а это красный, золотой, зеленый цвета.

К 8 Марта в изделиях появляются цветы. Обычно используется теплая цветовая гамма – после зимы хочется красного, желтого, оранжевого…

От хобби – к профессии

– Вы являетесь председателем ассоциации «Все грани творчества». Какова ее основная деятельность?

– Наша ассоциация – это своего рода профсоюз рукодельниц. Она объединяет тех, кто решил сделать рукоделие своей основной профессией. Сообща проще решать проблемы, находить ответы на практические вопросы.

Мы организовываем крупные выставки, на которых мастера из Ярославской области и других регионов получают возможность выйти к покупателям, представить свои изделия. Самый крупный проект – выставка «Все грани творчества», которую мы проводим с 2013 года.

Кроме того, мы проводим благотворительные акции, направляем материалы для творчества в детские дома. Периодически проводим фримаркет – свободный рынок, на который все желающие приносят материалы для рукоделия, а потом выбирают из принесенного другими что-то интересное для себя. Все оставшиеся материалы мы отправляем в детские дома.

Большое внимание уделяем просветительской деятельности. Проводим много мастер-классов, в том числе бесплатных. И детей, и взрослых обучаем разным видам рукоделия. И люди с удовольствием приходят, и женщины, и мужчины.

– То есть рукоделие не специфически женское занятие. Есть ли разница в мужском и женском творчестве?

– Люди, конечно, разные. Но, как правило, мужские работы отличают доброкачественность, основательность, отсутствие плавных линий. Женщины берут больше деталей, стремятся экспериментировать с цветом. Мужчина может взять яркие оттенки, но они обязательно будут сочетаться друг с другом.

– Сына тоже приобщаете к рукоделию?

– Я его приобщаю, но он этому мужественно сопротивляется. У него оба родителя с инженерным образованием, и инженерный склад ума ему передался. Он увлечен железными дорогами, много конструирует, но к рукоделию не склонен.

Отдушиной для меня стали мои ученики. Я провожу много мастер-классов и получаю от этого удовольствие. Когда хобби становится профессией, приходится искать другое хобби. Для меня им стало обучение других.

– У вас столько увлечений и сфер деятельности. Как удается все успевать?

– Главное – самоорганизация. Я четко ставлю себе задачи на день, составляю маршрут перемещений и список дел… Но я вряд ли могла бы столько сделать, если бы была одна. У меня есть друзья и единомышленники, с которыми мы реализуем различные проекты, и семья, которая меня понимает и поддерживает.

Помогает и профессионализм. Я окончила ЯГТУ, и экономическое образование очень мне помогло. Рассчитать стоимость изделия, составить бизнес-план, оформить заявку на грант… Всему этому я научилась в политехе.

И, конечно, главное – любить то, что ты делаешь. Это позволяет работать с полной отдачей и с большей эффективностью. Без любви к своему делу ничего не получится.

     
Автор Мария Демидова 
Поделиться
Комментировать