Энкаустика - рисование утюгом

В 40 лет мать двоих сыновей Светлана Смирнова пошла учиться в техникум. Ей захотелось шить и вязать платья профессионально. Четыре года занятий не пропали даром. С красным дипломом конструктора-модельера швейных изделий уверенно вступила в мир создателей красоты.Смирнова смело бралась за то, что всем и ей тоже давалось трудно. Подобрала отечественный и узбекский цветной лен и сделала коллекцию «Восток - дело тонкое».

Наряды для молодежи из недорогой льняной ткани - юбки, бриджи, шорты - составили набор «Милавские потешки», который нынче видели на юных манекенщиках посетители ярмарки «Лен» в «Старом городе» и агропромышленной выставки «Ярагро». Вязаное платье, которому была отдана зима, вывело автора на второе призовое место в финале «Серебряной нити» этого года, где собрались лучшие вязальщицы области.


 К следующему традиционному конкурсу, до которого  еще не менее десяти месяцев, Светлана замышляет подготовить  что-то из одежды, в вязании использовать войлок - шерсть тонкой выработки, к которой все чаще обращаются именитые коллеги. Рассматривает и  интересное предложение, поступившее из Перми, где объявили конкурс «Красное платье». На него нужно представить всего одну модель, но какую! А все мысли перебивает новое увлечение - манящая загадочная энкаустика - рисование  утюгом  горячими восковыми красками.


Об этом модельер рассказывает  увлеченно, делясь  познаниями из Интернета о  необычной жи-


вописи, зародившейся в  Египте в ХIV веке до нашей эры. В Древней Греции  восковую технику применяли  для изготовления храмовых украшений. На Руси  богомазы писали иконы, подогревая воск в банках на огне. Современных последователей-любителей привлек паяльник, но от него пришлось отказаться: давал слишком высокую температуру. Остановились на старом утюге с гладкой подошвой, не имеющей желобов и дырок, способном  выделять пригодное тепло, стоило установить  механизм на первом или втором делении. Художник выдавливал и намазывал на острый носик или ребро частичку  детского воскового мелка нужного цвета и начинал водить металлической «кистью» по глянцевому картону. Красивый осмысленный рисунок получался не сразу, методом проб и ошибок. Мастерство  приходило со временем, с опытом, который набирался у Смирновой за этот первый год общения с энкаустикой. На сегодня она показывает целую стопку рисунков - оригинальных пейзажей, натюрмортов. Среди них есть и аленький цветочек, и заросли бамбука, и лесная чаща под синим небом. Круговыми движениями утюга  рождалась абстракция, названная ею «Гейшей».


При открытии ярославского зрелищно-культурного центра «Миллениум» на Которосли художница предложила желающим мастер-класс. Принесла четыре утюга, которых насобирала у друзей и знакомых. В ее руках все получалось легко и просто. Утюг летал по бумаге, как конек по льду, и вырастали стволы деревьев, стебельки растений. Энергичных шлепков воска было достаточно для изображения густых крон  или распустившихся цветков на поле. Повторить за мастером оказалось очень трудно. У большинства рисунки не получались, требовались учеба и практика не одного дня.


- Буду вести два кружка для взрослых и детворы на двух площадках - в ремесленной палате и техникуме управления и профес-сиональных технологий, который заканчивала сама, - надеется  Светлана Смирнова, не прекращая совершенствовать свое искусство, которое собирается показывать на конкурсах энкаустики.


На снимке: работа Светланы Смирновой.


Фото Виктора ОРЛОВА.

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать