Юбилей с ободранными стенами

Посещая Ярославский театр имени Федора Волкова, многие зрители обратили внимание на то, что в последнее время здесь прекращены все ремонтные работы. Не реставрируются фасады, не завершены внутренняя отделка помещения и ремонт кровли. А ведь не за горами тысячелетие Ярославля, и его жители мечтают к юбилею увидеть любимый театр красивым и ухоженным. Тем более что и сам Волковский отметит в следующем году свое 260-летие. Что же происходит в Первом русском и почему он больше не ремонтируется?

КАК удалось выяснить, ремонт в Волковском театре приостановлен с января 2009 года. Причина банальна и неприятна: дирекция театра не выделяет деньги на его проведение. 

- В марте 2008 года по результатам прошедшего ранее конкурса между Волковским и известной в Ярославле фирмой ООО «ТАУЭР XXI» был заключен контракт на капитальный ремонт и реставрацию здания театра. Этот контракт подписали на три года, и в соответствии с ним все работы должны быть завершены к тысячелетию Ярославля. Фактически сразу же фирма приступила к выполнению своих обязательств, подключив к работе ряд субподрядчиков, в том числе ООО «Архитектурно-художественная мастерская «Дизайн & Пространство», - рассказывает генеральный директор ООО «ТАУЭР XXI» Кирилл Кучевский. - Надо заметить, работы выполнялись в очень тяжелых условиях, поскольку театр на время ремонта не закрывался. А за период отпусков его сотрудников, то есть два летних месяца, сделать все сразу, естественно, не представлялось возможным. Пришлось подстраиваться под график театра, что потребовало дополнительных финансовых затрат. А рабочие, понимая важность происходящего, прилагали максимум усилий для того, чтобы не выбиться из колеи. Трудились даже в выходные, по вечерам после спектаклей и в неурочные дни, лишь бы не подвести! 

Но неожиданно с середины июля 2008 года финансирование работ было приостановлено, хотя до этого деньги перечислялись в срок и без задержек. Акты выполненных работ, которые уже осенью фирма представила новому руководству театра, были оставлены без внимания. Хотя новый директор театра Борис Михайлович Мездрич на тот момент даже не заикался о прекращении работ и реставрация театра продолжалась до января 2009 года. За это время было сделано немало: проведены работы по реставрации интерьеров, укреплению фундамента, благоустройству, ремонту отопительной системы и электропроводки, вот-вот должен был начаться ремонт кровли над сценической площадкой. 

Однако вышло так, что фактически полгода генподрядчик и субподрядчики выполняли свои обязательства даром, в надежде на то, что когда-нибудь деньги все-таки будут выплачены. Лишь в декабре прошлого года театр частично, в размере выделенных лимитов финансирования, погасил долг, и то, видимо, потому, что его дирекции пришлось отчитываться перед Министерством культуры по финансовым затратам за прошедшие 12 месяцев. К сожалению, приступить в то время к ремонту кровли, которая начала рушиться, не представлялось возможным: это работа не для зимнего периода, и проводить ее в декабре не имеет смысла. А с января нынешнего года и по сей день на ремонт и реставрацию Волковского вообще не выделялось ни копейки. Поэтому ремонт здесь так и не продолжили. А между заказчиком и генподрядчиком сложились крайне странные отношения. 

По словам Кирилла Кучевского, свой отказ выделять деньги на ремонт Борис Мездрич мотивировал прежде всего следующим: он не согласен с тем, в какой очередности проводятся работы. По его мнению, сначала надо было выполнить не реставрацию фасадов, укрепление фундамента, ремонт кровли и дизайн интерьеров, а ремонт буфета для персонала театра. А также сменить в Волковском электроосветительные приборы, хотя пару лет назад, еще при прежнем руководстве, в театр закупили новое осветительное оборудование, на что было затрачено около 10 млн. рублей. Кроме того, дирекция почему-то засомневалась в правильности составления актов выполненных работ, а ведь в ходе проверки документов, которая была проведена в конце 2008 года в Москве, и проверки Росфиннадзора, прошедшей с марта по 15 мая нынешнего года, никаких нарушений выявлено не было. Как не возникло сомнений и по поводу графика ремонтных работ и контракта с фирмой «ТАУЭР XXI». 

Увы, решить проблему мирным путем не удалось, и в мае нынешнего года руководство фирмы «ТАУЭР XXI» вынуждено было обратиться в арбитражный суд с тем, чтобы заставить дирекцию театра расплачиваться по счетам. 15 мая состоялось первое заседание суда, на котором так и не удалось выяснить, какие же все-таки претензии имеет театр, то есть заказчик, к генподрядчику. И почему не выделяются деньги на реставрацию, хотя в театре они есть. 

Само собой разумеется, ситуацией, сложившейся с ремонтом Волковского, недоволен и один из субподрядчиков - ООО «Дизайн & Пространство». 

- После 15 декабря 2008 года в театре действительно была прекращена вся работа. С нового года мы должны были продолжать ремонт. Однако деньги за шесть месяцев получены не были, - поясняет генеральный директор фирмы Юрий Козлов. - Я лично не единожды приходил по этому поводу к директору театра Борису Мездричу, и он каждый раз, не поднимая глаз от своих бумаг, говорил: «Разберемся! Зайдите через неделю». Но через неделю повторялось то же самое, и так полгода. В конечном счете театр задолжал ООО «Дизайн & Пространство» около 600 тысяч рублей. По каким причинам это произошло, мы не понимаем. Ведь средства на проведение ремонта театру были выделены, все работы нами выполнены качественно и в положенные сроки. Получается, что, невзирая на законы, дирекция театра сознательно идет на нарушение договора. 

Как пояснил Юрий Павлович, в связи с тем, что ремонт и реставрация в театре были прекращены, график выполнения работ сдвинулся как минимум на полгода. И теперь, даже если очень постараться, можно не успеть выполнить все намеченное к юбилею Ярославля. 

- У некоторых сотрудников Волковского сложилось впечатление, что директор театра сознательно затягивает ремонт, а в сегодняшней ситуации такое непростительно. Зачем ему это нужно, не знает никто. Возможно, Борис Михайлович демонстрирует свое негативное отношение к театру, который так и не стал для него родным, - выражает свое мнение по поводу произошедшего бывший заместитель директора Волковского театра Алексей Иванов. - В конце прошлого года Мездрич всячески препятствовал подписанию актов выполненных по ремонту работ, не признавал эти работы и не желал их оплачивать. А ведь театр - это не его личная собственность, а государственное учреждение, и хозяйничать в нем, как тебе одному заблагорассудится, никак нельзя. Я же взял на себя ответственность и подписал эти акты, чем вызвал гнев Бориса Михайловича, и впоследствии был уволен. Но я считаю, что действовал справедливо и по закону, именно в интересах театра. Думаю, в данном случае со стороны дирекции идет целенаправленная акция. 

Есть и еще одна причина, по которой, как считает Иванов, дирекция театра сознательно затягивает его ремонт. Как выяснилось, Борис Михайлович пытается сделать все возможное, чтобы в Ярославль приехала столичная фирма, которая в свое время вела реставрацию новосибирского театра. Ее приезд оправдывается тем, что Волковский театр якобы особо сложный объект для реставрации, поэтому вести ее могут только москвичи. А ярославцы-де тут не мастаки. Слабая отговорка! 

Конечно, здание театра очень красивое и нестандартное, но оно не требует каких-то необычных и уникальных работ - реставраторам и строителям это понятно. И даже не сведущему в финансовых вопросах человеку ясно, что приглашать к нам для реставрации столичную фирму, не учитывая мощный строительный потенциал города и области, дороже, чем дать работу своим, ярославцам. Но директор театра, похоже, лично заинтересован в обратном. Получается, что при существующем контракте с фирмой «ТАУЭР XXI» Мездрич пытается «по живому» заключить новый контракт. В Ярославль приглашаются иногородние реставраторы, которые, не имея на то разрешения, проводят анализ документации и аудит актов выполненных работ, тем самым незаконно вторгаясь в коммерческую деятельность театра. После переговоров с московской фирмой озвучивается сумма комплексной реставрации театра в размере 800 млн. рублей (ярославцы брались сделать то же самое в четыре раза дешевле!). Без подтверждающих сметно-финансовых расчетов, проектов, документов, прошедших экспертизу. Эта сумма заявляется в Министерство культуры РФ, при том, что она просто неофициально была оговорена между Мездричем и столичной фирмой. И откуда она взялась, известно, видимо, только Борису Михайловичу... 

Как бы то ни было, время идет. До тысячелетия Ярославля рукой подать. А вопрос с ремонтом и реставрацией театра остается острым и открытым. К тому же у Волковского появилась еще одна проблема: недавняя проверка выявила в театре серьезные нарушения противопожарной безопасности. 

В общем, при таком раскладе у нас есть все шансы встретить юбилей любимого города с полуразрушенным театром и серьезно опозориться перед гостями, которые приедут на праздник. 

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать