За этим портретом Ярославский художественный музей охотился больше десяти лет. Пока искали средства, следили, чтобы картина не досталась частному коллекционеру, и привлекали её к участию в своих проектах. Когда министерство культуры отказало, решили вложить собственные средства. 100 тысяч рублей. Это одна четвертая истинной стоимости портрета.
Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея: «Пример закупки, когда сотрудники сами складываются на произведения – это две работы Фалька, и Дон Кихот в парке, который встречает всех наших посетителей. Такие примеры есть и еще».
На портрете – последний мужчина в дворянской династии Глебовых. Этот род тесно связан с Ярославской землей. В их имении в Мологском уезде когда-то останавливался Павел Первый.
Нина Голенкевич, старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Ярославского художественного музея: «Мы все знаем Мусиных-Пушкиных. Но и Глебовы не менее известны. Их история тоже насчитывает более семи веков. За участие в Бородинском сражении Андрей Николаевич Глебов Александром Первым был одарен саблей».
Портрет Николая Глебова в 30-е годы написала его дочь – художница Татьяна Глебова. С ней искусствовед Нина Голенкевич познакомилась в 80-х, когда началась работа над знаменитым проектом музея «Провинциальный портрет».
Нина Голенкевич, старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Ярославского художественного музея: «Известно, что портреты Глебовых писал и немецкий живописец, приезжавший в Россию на заработки. Писали крепостные. Вот сейчас в частных руках хранится портрет кисти крепостного мастера».
До этого дня в собрании Ярославского художественного музея уже имелись портреты представителей рода Глебовых, но написанные в 19-м веке. Свернутые в рулон, они были вывезены из блокадного Ленинграда. Долгое время их не могли найти. И только после смерти Татьяны Глебовой портреты нашлись в семейной кладовке.
Эти портреты долго ждали своего часа. Последняя наследница рода Глебовых – Людмила Николаевна – не хотела расставаться с изображениями предков при жизни. Но после своей смерти разрешала подарить портреты Ярославскому музею-заповеднику. Хотя две картины все же пришлось покупать.
Последний мужчина семьи Глебовых, почетный гражданин Мологи, Николай Николаевич не пережил блокаду. Теперь, спустя десятки лет, его портрет соединился с изображениями великих предков. Авангардная картина стала еще одной жемчужиной проекта «Провинциальный портрет».
Городской телеканал (Ярославль)