Владимир Майзингер: «Играем так, чтобы задевало»

«Месяц в деревне» в постановке Евгения Марчелли поборется за главную театральную премию страны сразу в 6 номинациях.
 Один из ведущих актеров театра им. Ф.Г. Волкова, номинант национальной театральной премии этого года Владимир Майзингер – о том, допустимо ли перелицовывать классику, какой театр победит телевидение в борьбе за зрителя, надо ли жалеть взяточников и как заработать, собирая утиль.

– Владимир Александрович, на многие спектакли Волковского сейчас, как в старые добрые времена, сложно купить билеты. Зритель оторвался от телевизора и вернулся в театр?

– Разве удивительно, что нравится живое, рождающееся здесь и сейчас искусство, когда каждый раз что-то неуловимо меняется, и нельзя дважды войти в одну реку? Хорошо, что наши постановщики нашли подход к очень разной публике. К примеру, на камерной сцене идет «Бабаня» в постановке Ольги Тороповой – она очень полюбилась представителям старшего поколения. А на «Ромео и Джульетту» режиссера Семена Серзина тинейджеры ходят как на дискотеку. «Тартюфа» в классической манере поставил Александр Кузин, а «Ревизора» в современной – Денис Азаров. Одних впечатляют наполненные бешеной энергетикой работы Евгения Марчелли, других – добрые и сентиментальные Валерия Кириллова. Нас не только хвалят – критики тоже хватает. И это нормально: очень трудно понравиться всем. Главное, не становиться скучными и пошлыми. Спорные постановки имеют право на существование. Но не должны появляться вещи из разряда «ни о чем». Если актер поигрывает, а зритель посматривает – все, считайте, театр умер.

– Вас не возмущает, что из-за недостатка достойных современных пьес театры порой перелицовывают, переворачивают с ног на голову классику?

– Классика потому и называется так, что всегда звучит современно. К примеру, в гоголевском «Ревизоре» городничий сетует: «Что это за скверный город: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!». Так было во времена наших пращуров. Так и сейчас. В этом вся Россия. Театр не музей, сюда приходят не посмотреть, как одевались в средние века, какие нравы бытовали в XIX столетии, а за впечатлениями. Здесь правит бал эмоция, порой, как ветер, усиливающаяся до состояния урагана и вызывающая потрясение, шок, катарсис. Но лишь в том случае, если зрителя это действительно цепляет за живое. Только так и нужно играть – чтобы задевало

– Ворюга-городничий в вашем исполнении – хороший семьянин, заботливый отец, толковый начальник. Человек не без греха, но достойный сочувствия. Зачем жалеть коррупционеров, если китайцы, к примеру, своих расстреливают и считают это справедливым?

– Власть – великая ответственность, связанная с великими соблазнами. Мы часто критикуем чиновников. Многое в их работе нас не устраивает. Наслышанные о громких коррупционных скандалах, мы представляем их группой алчных мздоимцев, наживающихся за счет народа. Но я уверен: многие идут во власть с искренним намерением работать на благо общества, что-то полезное сделать на своем посту. А потом становятся винтиками системы, которая превращает их в бюрократов. Взяточник, прикрывающий головотяпство мелкой уездной шушеры, чиновников второго эшелона, городничий действительно несчастен. Он всю жизнь трясется от страха, боясь разоблачения, и в конце концов почти что сходит с ума, приняв отпетого вруна Хлестакова за большого столичного начальника. По-прежнему остра, как бритва, крылатая фраза Гоголя, которую градоначальник бросает в зал: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»

– Проворовавшийся городничий, казнокрад Александр Корейко из «Золотого теленка» по роману Ильфа и Петрова, ханжа и лицемер Тартюф из пьесы Мольера. А сыграть рыцаря без страха и упрека вам не хочется?

– Кристально прозрачными – холодная голова, горячее сердце и чистые руки – изображались разве что чекисты в советских фильмах. Хотя в жизни, как мы знаем, они такими не были. Мне интересны сложные, противоречивые характеры. А бороться с пороками общества можно и методом от противного.

– Во многих спектаклях вы играете вместе со спутницей жизни Еленой Шевчук. Легко ли мужу и жене быть сценическими партнерами?

– Забавно, но в некоторых мизансценах «Ревизора» у меня возникает ощущение, что мы с Леной (по ходу спектакля – Анной Андреевной) не играем, а спорим о чем-то по-настоящему. Вот так сидим у себя на кухне и разговариваем. Наверное, зритель эту семейную струнку чувствует. Вообще, театральных пар в Волковском много. Это особенность театральной среды. Ведь мы, актеры, живем в несколько закупоренном мире: все дни с утра до вечера, всю жизнь свою проводишь в этих стенах. Здесь обретаешь друзей, встречаешь любимую. Даже приятелей вне театрального круга у меня почти нет.

– Скоро вы выйдете на сцену столичного МХТ им. Чехова в спектакле «Месяц в деревне», номинированном в этом году на «Золотую маску». Чего вам пожелать?

– Здорового куража!

– Вы снимаетесь в сериалах – для удовольствия или заработка?

– Если у тебя от одного до пяти съемочных дней, это проходное: помелькал на экране, немного подзаработал. А вот прошлой весной я пробовался на главную роль в сериале «Свалкеры». Мой герой – бывший педагог, человек среднего поколения. Он не чужд философии, размышляет о жизни. Но, потеряв работу, вынужден собирать утиль. Для меня это был интересный опыт.

– В конце прошлого года вас избрали председателем ярославского отделения Союза театральных деятелей России. Что в приоритете?

– Стараюсь наладить действительно союзнические отношения между театрами региона. Для начала хочу объединить театральную молодежь в заботе о ветеранах сцены, в подготовке общих праздников, подобных Международному дню театра. Добиваюсь открытия Дома актера, где все служители Мельпомены чувствовали бы себя в родных стенах, собирались и реализовывали совместные проекты. Давайте вместе превращать Ярославль в театральную Мекку, куда стремятся профессионалы и зрители всей страны.

Фото Сергея Белякова

 

Справка «ЯР»

Спектакль театра им. Волкова «Месяц в деревне» заявлен на премию «Золотая маска» в 6 номинациях:

1.Спектакль малой формы.

2. Работа режиссера (Евгений Марчелли).

3. Женская роль (Анастасия Светлова – за роль Натальи Петровны).

4. Роль второго плана (Владимир Майзингер – за роль Большинцова).

5. Роль второго плана (Николай Шрайбер – за роль Ракитина).

6. Работа художника по костюму (Ваня Боуден).

В копилке Волковского – четыре трофея, завоеванные в борьбе за «Золотую маску» в предыдущие годы. В числе лауреатов – народная артистка России Наталия Терентьева (номинация «За честь и достоинство») и актриса Анастасия Светлова (за спектакль «Екатерина Ивановна»). А спектакль «Без названия» взял две «Золотые маски» – как лучший спектакль большой формы и за лучшую мужскую роль, актер Виталий Кищенко (Платонов).

 

Досье «ЯР» Владимир Майзингер

В 1991 году окончил Красноярский государственный институт искусств, театральный факультет.

1991 – 2000 годы – артист Красноярского государственного драматического театра имени А.С.Пушкина.

2000 – 2010 годы – артист Омского академического театра драмы. В Омске работал режиссером-постановщиком второй студии Лицейского театра.

С 2010 года – артист Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова.

Роли в текущем репертуаре театра им. Волкова

Следователь – «Вий» (Наталья Ворожбит). Гусь-Ремонтный – «Зойкина квартира» (Михаил Булгаков). – «Москва – Петушки» (Венедикт Ерофеев). Прохор Пасечник – «Зеленая зона» (Михаил Зуев). Тартюф – «Тартюф» (Мольер). Брат Лоренцо – «Ромео и Джульетта» (Уильям Шекспир). Александр Корейко – «Золотой теленок» (Илья Ильф и Евгений Петров). Большинцов – «Месяц в деревне» (Иван Тургенев). Великатов – «Таланты и поклонники» (Александр Островский). Зимовий – «Бабаня» (Катя Рубина). Весек – «Двое бедных румын, говорящих по-польски» (Дорота Масловская). Городничий – «Ревизор» (Николай Гоголь). Николай Иванович Трилецкий – «Без названия» (Антон Чехов). Георгий Стибелев – «Екатерина Ивановна» (Леонид Андреев).





     
Автор Ольга Петрякова 
Поделиться
Комментировать