В Ярославле открылась выставка графических шедевров

Ярославский художественный музей открыл октябрь в монохромной гамме. Здесь приняла первых посетителей выставка русской и западноевропейской графики 20-го века. Круг авторов черно-белых шедевров охватывает практически всё столетие - от Натальи Гончаровой и Василия Кандинского до Эрнста Неизвестного и Михаила Шемякина. Наряду с графическими работами из собрания самого музея в экспозиции представлены раритеты частных коллекций России и Франции.


Многие из этих работ никогда не показывались в России, в Ярославле состоялся их первый выход к публике. Россия и Франция, галерея звездных имен: Василий Кандинский и Леопольд Сюрваж, Александр Родченко и Андре Массон, Кузьма Петров-Водкин и Жорж Руо, Петр Митурич и Пьер Бонар. Но если забыть об именах и просто вглядываться в ускользающие полутона или бьющие наотмашь линии, понимаешь, что из пятен, штрихов, растушевки может появиться шедевр, если работает мастер.
Работа над экспозицией шла целый год, ярославским музейщикам совместный проект предложил известный московский галерист Юрий Петухов, ровно год назад привозивший в Ярославль шедевры Эдгара Дега. Многое - из частных коллекций, но и музею есть что показать. Треть выставки - из фондов художественного музея. В собрании 46 тысяч произведений на бумаге.
Как деликатна может быть линия, рисующая обнаженное тело. Здесь у Петрова-Водкина перекличка с "Купанием красного коня", любимая натурщица Машкова и в карандаше не утратила своих прелестей. Даже соцарт не кажется помпезным. Залы организованы так, что время как бы перетекает из одного в другое. Здесь и Михаил Соколов с ранними неизвестными работами, и Леопольд Сюрваж, уроженец России, которого французы считают своим. Переплетение двух стран удивительно тем, что российские художники так или иначе соприкоснулись с влиянием столицы искусств. А вот и само сердце Монмартра на работе Мориса Утрилло. А посетители смогут расширить кругозор.
Каталог к выставке - сам произведение искусства, он шире чем то, что удалось разместить в залах музея. Дальше эти черно-белые шедевры поедут в Москву. А пока ярославский зритель учится понимать язык лаконичный и многогранный, здесь художник также обнажен: либо умеешь рисовать, либо нет, цветовые ширмы здесь отсутствуют.
Городской телеканал (Ярославль)
Поделиться
Комментировать