Открывая вечер, председатель Татарстанского рериховского культурного объединения Борис Зайцев отметил, что мероприятие стало продолжением работы лектория «Держава Рериха», который успешно проходил в Казани до начала пандемии и в настоящее время возобновил свою работу.
В своем выступлении Сергей Скородумов обратил внимание на удивительную красоту звездного неба. Его тайны с древних времен привлекали внимание человечества. Пробуждая мысль, они звали в неведомую даль. Космическим мироощущением проникнуты русские легенды и сказки.
Именно России предстояло стать первой в освоении космического пространства: первый полет человека в космос, первая женщина-космонавт, первый выход в открытый космос. «Может быть, это произошло именно потому, что о космосе люди думали и мечтали в течение многих столетий?», – предположил лектор.
Российские мыслители на протяжении веков формировали космическое мировоззрение. Его основу заложил еще в XIV веке преподобный Сергий Радонежский. Идеи Святого Сергия о необходимости общинного построения жизни по законам духовного космоса дали главное направление развитию русской мысли. «…Именно энергетическое поле Культуры, созданное Сергием, послужило дальнейшему развитию русской мысли. На этом поле в XIX веке вызрела та русская литература и то русское искусство, которые послужили импульсом для развития процесса, завершившегося Духовной революцией», – пишет академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Людмила Васильевна Шапошникова. И произведения творцов Золотого века поэзии, таких как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и других, являются подтверждением этих слов.
Творческое вдохновение помогает мастерам слова с помощью мысли восходить в пространство реального Космоса и отражать его красоты в своих произведениях.
Федор Иванович Тютчев написал такие строки:
Небесный свод, горящий славой звездной,Таинственно глядит из глубины, –И мы плывем, пылающею безднойСо всех сторон окружены
«В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…», – эти строки принадлежат Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Именно такими словами могли описать свои впечатления люди нашего времени, увидевшие планету из космического пространства, а не поэты XIX столетия.
В начале XX века заметно усиливается взаимное тяготение России и Индии. Большой интерес к индийской культуре, основанной на космическом мировоззрении, проявили русские писатели. Важную роль во взаимодействии традиций сыграла переписка Махатмы Ганди и Льва Толстого. И конечно же, индийские мотивы появляются и в русской поэзии.
Взгляды, характерные для философии Индии, мы находим, например, у классика белорусской литературы Максима Богдановича. В стихотворении, посвященном своему другу Диодору Дебольскому, с которым он вместе учился в ярославской гимназии, поэт размышляет:
Быть может, вправду путь житьяИдет по кругу, друг,И я из недр небытияНе раз рождался как дитя,Пройдя нелегкий круг.
Быть может, вечна жизни нить,И ей, настанет срок,Дано конец с началом свить,Чтоб снова все мне пережить,Пройти еще виток!..
Еще один поток передовой философской мысли, лежащей на пути синтеза традиций России и Индии, связан с именами наших выдающихся соотечественников – семьей Рерихов и их предшественницей Еленой Петровной Блаватской.
Деятельность всемирно известного художника, философа, путешественника Николая Константиновича Рериха и его семьи стала вершиной российско-индийских культурных связей.
Николай Константинович отразил философию космической реальности в своих художественных произведениях, в научных трудах, а также в литературном творчестве и, в частности, в великолепных, глубочайших по своему значению стихотворениях.
В 1921 году была опубликована книга Н.К.Рериха «Цветы Мории», куда вошли поэтические произведения 1907–1921 гг.
Познакомимся с одним из них. Это стихотворение «Не закрой!», написанное художником в 1916 году.
Над водоемом склонившись,мальчик с восторгом сказал:«Какое красивое небо!Как отразилось оно!Оно самоцветно, бездонно!» –«Мальчик мой милый,ты очарован одним отраженьем.Тебе довольно того, что внизу.Мальчик, вниз не смотри!Обрати глаза твои вверх.Сумей увидать великое небо.Своими руками глаза себене закрой».
В начале ХХ века в России начинается Серебряный век культуры, который ознаменовался грандиозным прорывом в осмыслении связи между человеком и Вселенной. Космическое мироощущение проявило себя в науке и искусстве – в музыке, живописи, литературе и, конечно же, в поэзии.
Русские философы Серебряного века – Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Иван Ильин, Владимир Соловьев и другие – в своих трудах рассматривали связь внутреннего мира человека, энергетики его духа с окружающим миром, космосом, осмысливали процессы космической эволюции человечества. В пространстве науки творили такие выдающиеся великие ученые, как Владимир Вернадский, Александр Чижевский, Константин Циолковский.
Они утверждали, что научная деятельность, техническое освоение Космоса определяются созвучием с принципами культуры. То есть научно-технический прогресс не должен идти вразрез с духовными законами, действующими во Вселенной. Александр Чижевский написал стихотворение «Мы – дети Космоса». Именно гениальному ученому принадлежит эта фраза, давшая название международному конкурсу детского рисунка. Работы из собрания Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих по итогам конкурса «Мы – дети Космоса» сейчас проходит в казанском Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина.
Мы дети Космоса. И наш родимый домТак спаян общностью и неразрывно прочен,Что чувствуем себя мы слитными в одном,Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…И жизнь – повсюду жизнь в материи самой,В глубинах вещества – от края и до краяТоржественно течет в борьбе с великой тьмой,Страдает и горит, нигде не умолкая.
Выдающиеся поэты А.Блок, Н.Гумилев, В.Брюсов и другие выразили в своем творчестве новое мировоззрение – своими стихами они слагали ступени духовной эволюции общества.
Александр Блок с помощью поэзии передал внутреннее звучание вселенной в своей душе, а также ощущение космических ритмов:
Всё бытие и сущее согласноВ великой, непрестанной тишине.Смотри туда участно, безучастно, –Мне всё равно – вселенная во мне…
В стихотворении Николая Заболоцкого, который переписывался с Константином Эдуардовичем Циолковским и интересовался его взглядами, есть такие строки:
Мир однолик, но двойственна природа,И, подражать прообразам спеша,В противоречьях зреет год от годаСвободная и жадная душа.
Не странно ли, что в мировом просторе,В живой семье созвездий и планетЛюбовь уравновешивает гореИ тьму всегда превозмогает свет?
Недаром, совершенствуясь от века,Разумная природа в свой чередСама себя руками человекаИз векового праха создает.
Космические мотивы встречаются подчас в стихах поэтов, которых обычно не приято ассоциировать с этой темой. Например, в произведении «Звезды» Сергея Есенина:
Частые звездочки, звездочки тесные!Что в вас прекрасного, что в вас могучего?Чем увлекаете, звезды небесные,Силу великую знания жгучего?
И совершенно удивительны и неожиданны есенинские строки стихотворения «Иорданская голубица»:
Братья мои, люди, люди!Все мы, все когда-нибудьВ тех благих селеньях будем,Где протоптан Млечный Путь.
О единстве микро- и макрокосмоса размышляет Валерий Брюсов в своем стихотворении «Мир электрона»:
Быть может, эти электроны –Миры, где пять материков,Искусства, знанья, войны, троныИ память сорока веков
В стихотворении Арсения Тарковского, который общался с академиком Владимиром Вернадским, показана грандиозная связь человека и Вселенной:
Я человек, я посредине мира,За мною мириады инфузорий,Передо мною мириады звёзд.Я между ними лёг во весь свой рост –Два берега связующее море,Два космоса соединивший мост
В советское время, когда существовала единственная материалистическая идеология, осмысление космического предназначения человека представляло для поэтов большую сложность. Но и этот период в истории нашей страны дает примеры глубочайших прозрений мастеров слова.
Рассуждая о своих ушедших друзьях и о быстротечности жизни, Самуил Маршак пишет:
… Здесь, на земле, вы прожили так мало,Но в глубине открытых ваших глазЦвела земля, и небо расцветало,И звездный мир сиял в зрачках у вас.
За краткий век страданий и усилий,Тревог, печалей, радостей и думВселенную вы сердцем отразилиИ в музыку преобразили шум
Поэты поднимались к высотам философского осмысления Космоса и человека, как в стихотворении Дмитрия Голубкова:
Человек, как звезда, рождаетсяСредь неясной, туманной млечности,В бесконечности начинается и кончается в бесконечности.Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.Человек, как звезда, рождается,Чтоб светлее стала Вселенная
О взаимосвязи всего сущего говорит стихотворение Льва Куклина «Водоворот»:
Все в мире цепью связано нетленной.Все включено в один круговорот:Сорвешь цветок,а где-то во ВселеннойВ тот миг звезда взорвется – и умрет
В этом четверостишии ощущаются и мотивы философии всеединства Владимира Соловьева, и идеи ноосферы Владимира Вернадского, и современные экологические представления.
Русская поэтесса, переводчица, литературовед Зинаида Миркина прекрасно чувствовала мир Высшей реальности и смогла передать свои ощущения в творчестве. Вот одно из ее удивительных стихотворений:
Я включена в единый ритмВселенских стихнувших молитв…Я включена в единый зовВдали рассыпанных миров.В единый тыщеустный хор,Собой заполнивший простор…Я в этом мире не одна.Я в сонм созвездий включена
Как долго будет востребована поэзия? На этот вопрос попытался ответить ученый и писатель Иван Ефремов в своем романе «Туманность Андромеды», действие которого происходит в очень далеком будущем через несколько тысячелетий.
По сюжету романа герои повествования читают стихи на могиле древнего поэта:
Гаснут во времени, тонут в пространствеМысли, событья, мечты, корабли...Я ж уношу в свое странствие странствийЛучшее из наваждений земли
Эти стихи принадлежат перу Максимилиана Волошина. Высокая поэзия и литература сопричастны Вечности и носят на себе ее отблеск.
Создается впечатление, что настоящие поэты живут одновременно в двух мирах, земном и Высшем, что требует неимоверных усилий духа.
Милый друг, иль ты не видишь,Что все видимое нами –Только отблеск, только тениОт незримого очами
Эти строки принадлежат философу и поэту Владимиру Соловьеву.
Труден подвиг восхождения к духовным высотам человеческой мысли. Но он совершается ради того, чтобы через Красоту и творчество принести в земную жизнь энергии миров более высокого состояния материи и слагать тем самым ступени космической эволюции.
Сергей Скородумов отметил, что на встрече с казанцами удалось лишь прикоснуться к Вселенной творчества русских поэтов. Он выразил надежду, что после мероприятия у зрителей возникнет интерес к космической поэзии, и они начнут более глубоко знакомиться с этим уникальным и необъятным явлением русской культуры.