V фестиваль старейших театров России назвал победителей

Судя по номинациям, самым ценным явлением провинциального театра остается актер Театральная провинция всегда славилась актерскими силами. V фестиваль старейших театров России, завершившийся в Калуге, показал, что периферия по-прежнему богата артистами и во многом держится на них. Другое дело, как в спектаклях это богатство сочетается с режиссурой — живем мы все-таки в эпоху режиссерского театра. Разные варианты актерско-режиссерского союза и сложили сюжет фестиваля.
Так, в спектакле Пензенского театра имени А.В. Луначарского «Господа Головлевы» действие стянуто к роли Арины Петровны в исполнении Галины Репной, которую наградили за «высокое мастерство в воплощении русской классики». В трактовке актрисы и режиссера Дмитрия Петруня метаморфоза, произошедшая с властолюбивой старухой, обретает шекспировский объем. Головлева — этакая королева Лир, лишенная власти, прозревшая и почти потерявшая разум.



  Спектакль "Зойкина квартира".  
Суровой хозяйкой сценического мира выступает и Зойка Анастасии Светловой в «Зойкиной квартире» ярославского Театра драмы имени Федора Волкова. Уже начальной мизансценой — когда героиня угрюмо восседает посреди пустого и темного пространства — режиссер Евгений Марчелли намекает, что взвалит на ее плечи всю махину спектакля. Впрочем, здесь власть над действием Зойка разделяет с Аметистовым в исполнении Валерия Кириллова. Ворвавшись на сцену, этот сухопарый Воланд запускает процесс преображения пространства, которое начинает сверкать и заполняться пестрыми персонажами.

        Спектакль "Зойкина квартира".
Анастасия Светлова — Зоя Денисовна Пельц и Валерий Кириллов — Александр Тарасович Аметистов.

Ближе к финалу режиссер и сценограф Виктор Шилькрот констатируют дьявольщину процесса со всей прямотой: «Зойкина квартира», управляемая заглавной героиней и ее сообщником, оказывается стеклянным кабинетом, пленники которого выглядят рыбами в аквариуме. Дуэт Светловой и Кириллова отмечен особо — призом председателя жюри народной артистки РСФСР Ольги Яковлевой.
В «Вишневом саде» Нижегородского театра драмы имени Максима Горького пространство не преображается, но деформируется. Режиссер Валерий Саркисов и сценограф Александр Орлов сделали местом обитания чеховских героев не усадьбу и не сад, а театр. На сцене — подмостки, пустые зрительские кресла, ложа, занавеси. С течением спектакля сверкающая люстра оказывается на полу, кулисы срываются, и проясняется горький смысл: персонажи — а в них подчеркнуты инфантильность и непригодность к суровым обстоятельствам — должны сойти с подмостков жизни.

                                                          Спектакль "Вишневый сад".
Мария Мельникова — Варя, Сергей Блохин — Лопахин, Елена Суродейкина — Шарлотта Ивановна, Валерий Никитин — Фирс. 


                        Спектакль "Вишневый сад".
Сергей Блохин — Лопахин, Александр Сучков — Трофимов. 

От всех них отличается делец Лопахин — человек ясного ума и сильного обаяния. Сергей Блохин выразил и боль, и грусть, и правоту своего героя. Актер получил награду за лучшую мужскую роль, а Саркисов — за режиссуру.
За лучшую мужскую роль жюри наградило и Александра Кузьмина, сыгравшего Василькова в «Бешеных деньгах» Саратовского театра драмы им. И.А. Слонова и только что перешедшего в московскую «Табакерку». В этой роли актер предстает в разных амплуа — от лирика и неврастеника до светского льва. Сам спектакль, в котором режиссер Александр Кузин предпочел «раствориться в актерах», сыгран с водевильной легкостью и отличается слаженным ансамблем.
Судя по номинациям, самым ценным явлением старейшего театра остается актер. Жюри отметило немало удачных ролей, зато в этом году всё обошлось без Гран-при и награды за лучший спектакль или сценографию.
Из режиссеров помимо Валерия Саркисова награжден главреж Калужского театра Александр Плетнев — «за смелый полет к поэтическому театру». Очевидно, что спектакль «Попытка полета» — история о мужиках, догнавших блуждающий аэростат и пустившихся в воздушное путешествие, — будет иметь особый успех у местной публики.
 источник
Поделиться
Комментировать