Эти операции проводили в специальных мастерских. Особенно славилась мастерская Успенского женского монастыря, что в центре Оренбурга. За чистку платков взималась плата от 10 до 25 копеек за штуку. В среднем через монастырь в год проходило от 7 до 10 тысяч пуховых изделий. Во время стирки и полоскания монахини 18 раз меняли воду. Исправляли и дефекты вязания.
Знаменитый историк Карамзин писал, что оренбургские платки приобрели добрую славу даже в Париже и считались предметом роскоши. Носили их по-разному: накидывали свободно на голову, надвигали на лоб, завязывали под подбородком или скрепляли спереди булавкой или брошью. Это можно увидеть на старинных фото, представленных в экспозиции.
Оренбургские козы - потомки кашмирских, которые через Киргизию пришли в эти степи из Тибета и прижились, в основном в Губерлинских горах. Только у них, единственных в мире, такой особенный пух длиной 5-8 сантиметров. Два года нужно растить и холить оренбургскую козу, чтобы получить от нее 250-300 граммов драгоценного, длинного, мягкого пуха. Эластичное пуховое волокно не грубеет с возрастом. Из очищенного и вымытого пуха вручную прядут тончайшие нити. Почти 270 часов «колдуют» руки пуховницы над готовыми нитями и превращают их в дивное кружево.
Какие узоры рождает восторженная, самобытная душа мастера! Каждый платок - неповторимое произведение искусства. В нем отражается и грусть, и радость, и красота окружающей природы. Для узоров используются растительные и геометрические орнаменты, дивные мотивы, наблюдаемые и накапливаемые вязальщицами в течение всей жизни. Виды ажурных переплетений в узорах платков носят народные названия: «Рыбка», «Снежинка», «Лучики», «Деревчики». Легкие, изящные изделия из белого и дымчато-серого козьего пуха (ажурные «паутинки», косынки, палантины и теплые платки) придутся по вкусу самой придирчивой моднице. Правда, цены на них, что называется, кусаются. Стоит такая красотища от 6 до 15 тысяч рублей.
Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.
Золотое кольцо