Цикл лекций «Перекресток искусств»: записки слушателя

….Путник не мог заблудиться. Он понимал свою цель и давно выверил маршрут на карте.  На перекрестке стоял столб с указателями четырех направлений. «Я должен выбрать только один ориентир?- спросил он встречного.
- Что вы, - улыбнулся тот. Идите смело, доверьтесь знакам. На самом деле, дорога одна…»
Цикл лекций «Перекресток искусств»: записки слушателя

Доктор филологических наук, профессор ярославского театрального института М. Г. Ваняшова назвала свой цикл лекций «Перекресток искусств». Предложены четыре  сюжета: Ахматова, Пастернак, Мандельштам,  Пушкин. Каждая встреча - авторский взгляд исследователя. Просветительская цель Маргариты Георгиевны - представить аудитории знакомые произведения гениальных поэтов в новом прочтении, через сопряжение с театром, музыкой, хореографией, живописью. Конечно, любой слушатель может выбрать один из «сюжетов», на мой взгляд, вряд ли это целесообразно. Четыре встречи создадут необходимые объем и полноту знаний литературы. 

Тетрадь первая

18 февраля в конференц-зале прошла первая встреча. Лекция называлась -  "Канатная плясунья". Посвящена  Анне Андреевне Ахматовой, ее стихотворению 1946 года "Надпись на портрете", в котором всего 8 строк. Впервые М. Г. Ваняшова представила работу на Международном конгрессе «Русская словесность в контексте мировой культуры», проходившем в декабре 2016 года в Петербурге, в рамках Международного Культурного Форума.
Диапазон  восьмистишия огромен: Древний Восток, Чингиз-хан, Ницше, Гумилев, танец Серебряного века, события 1946 года, связанные с судьбой Анны Ахматовой. 
 Вектор времени и пространства произведения раскрывается далеко не сразу. Чтобы увидеть его, Маргарита Георгиевна предложила слушателю три уровня  прочтения.

Посвящение Т.В.

Стихотворение посвящено легендарной прима-балерине Кировского (ныне Мариинского) театра, заслуженной артистке РСФСР Татьяне Михайловне Вечесловой. В 1946 году ей исполнилось 36 лет. Ахматова приближалась к 60-летию. Разница в возрасте не мешает их дружбе. Более того, Анна Андреевна  ощущает себя ровесницей балерины, вот почему дарит ей портрет 1922 года - двадцатилетней давности!  с автографом «Моей Тане – Аннушка» (15 февраля 1946). Через несколько месяцев спустя, на обороте другого снимка – напишет стихотворение «Дымное исчадье полнолунья…». Татьяна Вечеслова в жизни скромный человек, на сцене превращалась в темпераментную балерину, танцевальному стилю которой свойственны страсть, смелость, свобода. Ахматова  называла ее «Жар-птицей». Татьяна Михайловна понимала скрытые смыслы этого значения. Ахматова сравнивала Вечеслову с легендарными танцовщицами Серебряного века, со своим «ближним кругом»: Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Ольгой Спесивцевой, Идой Рубенштейн, Ольгой Глебовой-Судейкиной. В балете Игоря Стравинского «Жар-птица»  первую партию исполняла Тамара Карсавина, запечатленная Сергеем Судейкиным, Жоржем Барбье и другими художниками.  В советское время о судьбах творческой интеллигенции русской эмиграции  не писали, их имена были запретны. Но Ахматова не побоялась сравнить Вечеслову  с ее 32-мя футе (в балете Минкуса «Дон Кихот») с Жар-птицей Карсавиной. 
«Роковая девочка» -  собирательный образ русской танцовщицы в балетах Михаила Фокина, в знаменитых дягилевских «Русских сезонах». «Роковая девочка» - это еще и самоопределение поэта Анны Ахматовой.

Ницше и танец

Кажется, легко представить танцующей Ахматову. По воспоминаниям современников она была удивительно гибкой. Николай Гумилев, небрежно относящийся к ее творчеству, советовал ей заняться хореографией. Но Ахматова никогда не танцевала, и только в стихах часто сравнивала себя с «канатной плясуньей». Внимательно читая  труды Ницше, его трактаты «Рождение трагедии из духа музыки» и «Так говорил Заратустра»: «Человек – канатный плясун: либо сорвешься, либо, устоишь…», создала образ, в  котором прочитывается  сама судьба, балансирующая между жизнью и смертью.

1946 «За такой Чингиз послал посла…»

В стихотворении «Надпись на портрете» есть строчка:
 «…за такой Чингиз послал посла…». Что скрывается за ней? 
Начало 1946 года для Ахматовой исполнено творческого вдохновения и постоянно растущей тревоги. В ленинградском МГБ на нее заведено «Дело по шпионажу». Поводом послужило посещение квартиры Ахматовой в доме на Фонтанке первого секретаря посольства Великобритании сэра Исайя Берлина. Этого  достаточно, чтобы принять на себя все ожидавшие ее казни. Стихотворение «Надпись на портрете» (июнь 1946)  наполнено трагическими предчувствиями. Ахматова выступает в Большом драматическом театре, на вечере, посвященном 25-летию со дня смерти А. Блока, а в Москве – на поэтическом вечере в Колонном зале Дома Союзов. При ее появлении зал встал с аплодисментами. Об этом докладывают Сталину.  Бурные овации в те годы могли относиться лишь к вождю народов.  Известен вопрос Сталина по поводу изумившей его информации. – Кто организовал вставание? 
21 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где  Ахматова названа «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии…,  не желающей идти в ногу со своим народом, чьи стихи наносят вред  делу  воспитания  нашей  молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».

Эпилог

Лекция закончилась, но никто не расходился. Часть публики выстроилась в очередь задать вопросы, спросить совета, поблагодарить профессора, другие – обступили выставку книг, подобранных сотрудниками библиотеки по теме.  Делают записи в блокнотах, списывают выходные данные.
25 февраля – всего через неделю! – новая встреча - лекция «Пастернак и театр». Узнаю историю дружбы поэта с Мейерхольдом, с Московским Художественным театром, подробности создания  удивительного театрального цикла «Вакханалия», об актрисе, вдохновившей поэта. Приходите и вы.

Еланцева Елена Витальевна, ведущий библиотекарь организационно-массового отдела
Поделиться
Комментировать