СУРОВЫЙ УРАЛЬСКИЙ АНИМАТОР ПРОЕКТИРОВАЛ ПИЛЫ

На Урале все суровое, даже мультипликаторы. В фильмах Алексея Караева, сотворившего в 80-е годы «Воробьишку» и «Кота в колпаке», ничего такого, что заставило бы перефразировать знаменитую фразу из «Нашей Раши», нет. Но, как известно, человек талантливый талантлив во всех областях. АЛЕКСЕЙ Борисович в то самое советское время баловался еще и карикатурой. По тридцать картинок в день рисовал. В фильмах Алексея Караева, сотворившего в 80-е годы «Воробьишку» и «Кота в колпаке», ничего такого, что заставило бы перефразировать знаменитую фразу из «Нашей Раши», нет. Но, как известно, человек талантливый талантлив во всех областях.

АЛЕКСЕЙ Борисович в то самое советское время баловался еще и карикатурой. По тридцать  картинок в день рисовал. Потихонечку носил свои творения в «Вечерний Свердловск» и «Смену». Что называется, для поддержки штанов. Я попросила мэтра изобразить что-нибудь.
- Вам обычное или в духе черного юмора? - изрек он с ехидцей.
- Давайте второе!
И вот уже на тетрадном листе появляется беспечная девочка с бантиками, отрезавшая себе скакалкой ноги. Довольный произведенным впечатлением, Караев добавляет, что в его коллекции есть точно такая же крошка. Только у нее отрывается вместе с шариком ручка… А потом на тетрадном листе появляется тот самый кот в колпаке, один из 150 вариантов усатого-полосатого, которого Алексей Борисович создал вместе с Александром Петровым.
Нашего земляка он повстречал в Доме кино на фестивале вгиковских фильмов. Предложил работу. Срочно требовался универсальный художник. Ведь в то время снимали больше научно-популярное кино. И несмотря на то, что Александр Константинович, как сам тогда признался, никогда не умел делать веселых, озорных детских фильмов, вышло отлично. На пару они работали и над другим знаменитым мультфильмом - «Добро пожаловать!» о добром лосе, который разрешил поселиться на своих рогах чуть ли не всем обитателям леса. Можно сказать, сделали имя Свердловской школе анимации, которая была третьей по знаменитости после «Мосфильма» и «Ленфильма».
Была… Алексей Караев давно покинул свое детище. Вот уже десять лет преподает на кафедре графики и анимации Уральской архитектурно-художественной академии. Школа развалилась и потихоньку вымирает.
- Из трех павильонов снимать можно лишь в одном. В другом располагается парк чудес «Галилео». Богатый архив фильмов переехал в Москву, - вздыхает Алексей Борисович.
Никакого художественного образования он не получил. Еще мальчонкой попытался сходить в специальную школу, а там положили морковку с капустой и сказали, мол, срисовывай. А он не любил академизма. Позже отец подарил восьмимиллиметровую пленку. Радости не было предела. Алексей собрался на математический факультет. Но ему не понравился... вузовский коридор. Стал инженером и работал в НИИ технической эстетики. Спроектировал пять  машин по производству колбасных изделий, две  пилы, три рубанка и два тепловоза для Горьковского завода. Потом поступил на Высшие режиссерские курсы при Госкино СССР. Мастерская Хитрука и Норштейна. По всей стране набирали девять человек, и среди них  Алексей Караев. Последний свой фильм «Тарантелла» по «Сказкам об Италии» Горького он снял четыре года назад. До этого был «Елки-палки: фельдмаршал Пулькин!», ничуть не уступающий приключениям барона Мюнхгаузена. Ребятишки из «Перспективы», когда его смотрели, хохотали до слез. Да и взрослые тоже.
Современную анимацию мэтр, вопреки ожиданиям, ругать не хочет. Хотя признается, что нынешним режиссерам не хватает не мастерства, с этим все в порядке, а оригинальных идей. С этим самая настоящая беда. Пока же Алексей Борисович творит на собственной даче. На 15 сотках есть где развернуться. Выращивает розы и гортензии. Сосны посадил, пруд развел. Одним словом, красота.
На снимке: Алексей Караев со своим старым другом и коллегой  Александром Петровым на мастер-классе в центре анимационного творчества «Перспектива».
Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать