Солнечная живопись Константина Коровина

11 февраля в 15-00 часов в Выставочных залах Рыбинского музея-заповедника открывается выставка произведений первого русского импрессиониста и всесторонне одаренного человека — Константина Алексеевича Коровина.
На выставке будут представлены произведения из собраний Ярославского Художественного музея и Переславль-Залеского музея-заповедника, написанные художником преимущественно в первой трети 20 века. Выставка иллюстративно дополнена периодом пребывания Ф. Шаляпина и К. Коровина в усадьбе «Отрадное» г-на В.Теляковского, управляющего Императорскими театрами, и фрагментом стилизованного дачного интерьера с использованием кресел, по легенде принадлежавших самому Константину Коровину и находившихся на его даче в Охотино недалеко от г. Переславля (Переславль-Залесский музей-заповедник, Рыбинский музей-заповедник). В Охотино находилась его любимая дача- мастерская, где он писал произведения, вошедшие, наряду с парижским и гурзуфским циклами, в золотой фонд искусства. В составе выставки также картины, созданные художником в Крыму, Франции, Италии, Испании, в странах, являвшихся постоянными географическими ориентирами в творчестве мастера.
Название выставки продиктовано, прежде всего, неизменным впечатлением от большинства картин Константина Алексеевича, где предметы в натюрмортах, портреты близких ему людей или просто знакомых, городские и сельские пейзажи буквально залиты солнцем, блики которого звучно аккомпанируют в общей «симфонии красок». Хотя картины художник писал не только днем, но любил вечерние и ночные часы. На протяжении всего периода творчества художник был неизменно «влюблен в цветы», преимущественно в розы, считая цветы, как и женщин, воплощением красоты бытия. На выставке можно будет увидеть и натюрморты с этими любимыми для многих цветами.
Как творец, «священнодействующий» в мире искусства, ответы на волнующие вопросы современности он видел в утверждении «отрадного» в искусстве, как бы разделяя такое определение творческих целей для живописца со своим лучшим другом В. Серовым. Это одна из важных причин предлагать вниманию зрителей данную выставку именно сейчас, в период, отмеченный множеством бедствий, волнений и войн.
Куратор выставки Филатова Е.И.
Константин Алексеевич Коровин родился 5 декабря (23 ноября ст. ст.) 1861 в Москве, на Рогожской улице в семье купцов-старообрядцев. Здесь в доме его деда, где он жил с родителями и братом Сергеем, прошло его детство. Его отец Алексей Михайлович окончил университет. Мать Аполлинария Ивановна, происходившая из рода дворян Волковых, хорошо играла на арфе. Оба родителя хорошо рисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы-передвижники Л. Каменев и И. Прянишников.
Тринадцати лет, вслед за старшим братом Сергеем, Константин поступил в лучшее художественное учебное заведение тех лет — Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его сокурсниками были И. Левитан, М. Нестеров, Н. Касаткин, А. Рябушкин. Коровин, как и Левитан, занимался в классе А. Саврасова. С учителем Коровин впервые отправился на этюды в Сокольники, у него учился видеть природу, писать пейзажи. Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в «тамошних» методах преподавания. В 1894 году Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершил путешествие на Север. В результате появились пейзажи «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег». Он совершил поездку в Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с импрессионизмом. В 1896 году К.А. Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту на ярмарке в Нижнем Новгороде. В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане. В 1904–1905 гг. Коровин и Шаляпин гостят у В. Теляковского, управляющего Императорскими театрами, недалеко от Рыбинска в имении Отрадном (дом не сохранился). По возвращении в Ярославль из Рыбинска на пароходе были очарованны красотой Романово-Борисоглебска, .В 1904 они провели в городе несколько часов, восхищаясь набережной, волжскими пейзажами. В воспоминаниях Коровина есть описание и его пребывания в Ярославле, когда в 1904 г. с Шаляпиным они были здесь проездом и угощались икрой.
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ). В Париже К. Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета М.А. Дурнова, общался с поэтом К.Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ). Во время Первой мировой войны К.А. Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии. На протяжении десятилетий К.А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36-ти», Союза русских художников. С 1901 года К.А. Коровин и В.А. Серов преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
После октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. В 1922 году художник по совету А.В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции. Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы. Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года. Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
Поделиться
Комментировать