Сегодня открывается выставка работ Владимира Маслова

К 1000-летию Ярославля в ГАПМ им. Пастухова открывается выставка работ Владимира Маслова (живопись, графика).



Домик у кромки берега — так в давние времена жили бакенщики и рыбаки — лучшее место для художника. Владимир Маслов — волжанин: «Всегда так себя помню. Берег реки. Лошади пасутся. Синяя Волга, дали какие то, белая церковь». Вместе с Рекой судьба, у которой, конечно, свои игры, дала ему и фамилию. Из тысяч однофамильцев он Маслов по природе. На вопрос, мечтал ли быть художником, когда-то ответил: «Понимаете, я не мечтал, а просто без этого не мог».
После учебы в московском училище, в 18 лет, он, одинокий и самостоятельный, выбрал себе Белый Городок. Работал кочегаром, много «веслил» (а, ну да, — лодки, весла…), испытывая силу, ходил на руках. Занятие «художеством» в то время и в том месте было, вроде, блажью и чудачеством, потому писал где-нибудь подальше от зрителей — много и «ненасытно». Тогда-то и приключился выбор своей техники: «При работе на меня страсть нападала большая. Забывал, что я как-никак все же спортсмен. Короче говоря, как-то поломал кисти. Начало заладилось хорошее, но солнце уже уходило. И все насмарку. Схватил мастихин и сделал несколько завершающих мазков. Очень живые оказались, не испортили общую картину моей работы. Да, а краски? Они не смешиваются. Звучат». Нож-мастихин — антипод кисти, им счищают засохшую краску, — успешно заместил ее в работе.
В Белом Городке «обрисовал все улицы… Рисовал одновременно в пяти или шести местах — на стройке, в школе, детских садах. И все потому, что был ненасытен». Кто-то так и написал о его картинах — «рьяное масло».
По подсчетам художника, им написано 8–10 тысяч картин. Теперь он признан, картины рассеялись далеко от места своего рождения и несут весть о нем ближним и дальним городам.
В пейзажах Маслова заложена глубокая связь с традицией русской живописи, где и любование и острая достоверность, но все как-то помимо очевидной красивости. «Главное — зализывать нельзя. Не могу справиться с эмоциями, в сумасшествие вхожу от красоты», — сказал он в одном из своих первых интервью. Но у него и теория своя есть, которая объясняет, как краски становятся цветом. А цвет — светом, точнее свечением. Закат, сияние снега, блики сквозь деревья, блики на воде — и всюду живая связь с источником света.
В его пейзажах нет остановленных мгновений, уловленных состояний, все неостановимо, будто изменение — главное свойство всего сущего. Мир «вечно невечен» и любая твердь стихийна.
Домики в зимнем ненастье или деревенская улица под снегом — непогода как свойство материи. При этом ничто не бесплотно — живое промерзшее дерево и старые доски, дом, уткнувшийся в сугробы, свет из почти неразличимого окна. Может, как раз свет и есть самая постоянная составляющая мира?
Портреты Маслова становятся отрицанием фотографии, этих людей начинаешь слушать, ждать чего то, голоса, жеста. Также быстро он пишет тушью: пересушенной, будто проволочной кистью ведет сразу несколько линий, возникает очерк фигуры, выражение лица. Рядом кот — не напоминание о домашнем уюте, а, скорее, о том, что все в мире «ходит само по себе» и, если иначе, то надо бы присмотреться, в чем тут дело.
Первые картины Владимира Маслова погибли странно и нелепо: дачник попросил их, чтобы свозить на лодке за Волгу, показать жене. Картины утонули. Наверное, это тоже зачем-то было надо. Волга взяла его краски и то, что было в них замешано — мысли, азарт, страх не успеть. Похоже, у судьбы и у жизни все получилось: художнику не оторвать взгляда от реки, а его «рьяное масло» навсегда растворено в ее водах.
ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ
1991 — «И бесов вой, и плач младенцев…» Выставочный зал на Литейном, СПб
   1.  — «Ветер с Волги» ЦДХ, Крымский вал, Москва
   2. — «Русские самородки» ЦДХ, Кузнецкий мост, Москва 1995 — Галерея журнала «Русская коллекция», Москва,
   3.  — Городская галерея г. Кведлинбурга, Германия
   4. — Галерея замка Балленштед, г. Балленштед, Германия 1998 — Музейно-выставочный центр им. Лизы Чайкиной, Тверь 1998- Государственный Академический Большой театр, Москва 2000 — Выставочный зал на Профсоюзной улице, Москва
   5. — Галерея «Картье и сын», Женева, Швейцария
   6. — Тверская областная картинная галерея, Тверь
   7. — Дом национальностей, Москва
   8. — Выставочный зал, Кимры
2007 — Выставочный зал ГосНИИ реставрации, Москва
2007 — Выставочный зал, Дубна
2007 — Галерея Карла Буллы, СПб
2009 — Государственный историко-архитектурный и художественный музей, Углич
2009 — Галерея «Альфа», Москва
2009 — Выставочный зал, Дубна
О Владимире Маслове…
В мыслях перед глазами стоят неотвязно пейзажи Маслова. Россия… Ведь родит же она, не уставая, сотни, может, больше скромных героев. И сами они, эти неизвестные герои, словно блестки в однообразии и безмерности российской. Светят сами по себе и глаз радуют. Вот и Маслов: картины его чисты, пронизаны светом и тенью, ветрены и смятенны. Посмотришь на его многолетнюю палитру — как земля в грязных комьях, а стесанный мастихин как старый плуг, вонзающийся в них. А потом — чудо, рождающееся буйно, стихийно, хватающее за душу… И никакой «изм», кроме собственного имени, к нему не подберешь.
Владимир Васильев Народный артист СССР
Владимир Маслов — художник-самородок. Его творчество находится на вершине высокого профессионализма и фольклора. Оно несет в себе агрессивную художественную изощренность авангарда и откровенное простодушие народного лубка.
А. Гусарова Зав. Отделом живописи конца XIX — начала XX веков ГТГ
Встретившись первый раз с Володей Масловым, я имел возможность понаблюдать за этим глубоким, по народному остроумным и слегка хитроватым человеком. Он все хорошо понимал, а зоркий глаз его словно глядел сквозь десятки метров земной глубины, подмечая самые тонкие нюансы в поведении подгулявших собутыльников. Маслов оказался тем гулякой, о которых любовно свидетельствует русская пословица: «Пьян да умен — два угодья в нем».
Работы Маслова мне хвалил Георгий Костаки; с добром относились к масловским проявлениям Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Александр Харитонов и другие мастера. Творения Володи Маслова существенно отличаются от затхлой, безвкусной и много раз пережеванной пищи, которой кормят многие современные галереи и псевдохудожники, лишенные и малой части дара, щедро предоставленного Владимиру Маслову самой природой.
Савва Ямщиков, Председатель Ассоциации реставраторов России
Открытие выставки работ художника Владимира Маслова состоится в Академии Пастухова 29.09.2010 г. в 17.00 по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 42/24
YarLand
Поделиться
Комментировать