Самобытность и эпатаж не ради эпатажа. В Севастоле начинаются гастроли старейшего театра в России


В воскресенье, 17мая, в Севастополе начнутся гастроли старейшего театра России.

К нам приехал Государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова (г. Ярославль). Это уже не первый визит легендарной труппы в город-герой, но каждый раз севастопольская публика открывает для себя новые стороны многогранного таланта артистов театра.

В этом году первому профессиональному театру России исполняется 265 лет. Более чем за два с половиной столетия ярославский театр пережил немало, сменил несколько зданий и владельцев. Единственное, что осталось незыблемым – это дух основателя театра, заданное им творческое направление, сделавшее театр знаменитым не только как старейший в России, но и как один из лучших.

Театр имени Ф.Волкова стал колыбелью для многих выдающихся театральных деятелей, режиссеров, актеров. В свое время на его сцене дебютировали Любовь Косицкая и Пелагея Стрепова, Иван Москвин и Леонид Собинов. Сюда приезжали с гастролями актер Михаил Щепкин и режиссер Константин Станиславский.

Высоко оценивает творческий потенциал и профессиональное мастерство актеров Ярославского театра искусствовед, Член Союза писателей России Ольга Ковалик.

«Это единственный провинциальный театр, который удостоен чести быть федеральным театром… Даже не все театры Москвы являются федеральными. Этот список очень мал. Дело в том, что назваться федеральным можно, но вот быть достойным этого звания - это уже другое дело. Театр имени Волкова более чем достоин такого звания» - полагает Ковалик.

Одной из первых постановок, привезенных актерами Ярославского театра в Севастополь, стала драма по пьесе Л. Андреева «Екатерина Ивановна». Творение Евгения Марчелли, признанного лучшим режиссером российской провинции, было удостоено Национальной театральной премии «Золотая маска- 2011» сразу в 4 номинациях – «Лучший спектакль», «Лучший режиссер» (Е. Марчелли), «Лучшая женская роль» (А. Светлова) и «Лучшая мужская роль» (В. Майзингер). Ольга Ковалик вспоминает, что спектакль произвел колоссальный эффект в творческой среде города.

«Я помню горящие глаза севастопольских актеров, они были совершенно потрясены. Театр показал тогда мощный актерский ансамбль, сразу было видно, что это ансамблевый театр. У каждого актера свой голос в общей партитуре. Конечно, очень театру повезло с художественным руководителем Евгением Марчелли, он свое итальянское происхождение, свой взрывной темперамент помножил на высочайшую театральную культуру, и получилось такое явление как театр Евгения Марчелли» - рассказывает писательница.

Вместе с тем стилистике театра не чужда и некоторая эпатажность сценического действа. Но это «взбудораживание» публики используется как художественный прием, а не самоцель, и в этом бесспорная заслуга ярославского театра, – считает О. Ковалик.

«Вообще театр любит эпатаж, но это никогда не делается ради самого эпатажа. Здесь это может быть художественный прием, который абсолютно обоснован вечностью и классичностью, и незыблемостью основных чувств и морально-нравственных ценностей. Театр действительно академический в самом лучшем смысле этого слова. Он живой, а с другой стороны это хранитель общечеловеческих и театральных ценностей» - говорит искусствовед.

В этот раз актеры вновь привезли в Севастополь насыщенную и разнообразную театральную программу. На сцене Академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского будут представлены четыре ярких спектакля, абсолютно разных по жанровой стилистике и временной принадлежности, формам и пластике, но одинаково зрелищные и в полной мере отражающие тот постоянный «высоко заданный художественный процесс», который происходит в театре им. Ф. Волкова.

Три спектакля из представленных поставлены художественным руководителем театра Е.Маричелли. Это спектакль-лауреат Национальной премии «Золотая маска-2013» («Лучший спектакль большой формы» и «Лучшая мужская роль») «Без названия» А.П. Чехова, номинант на премию «Золотая маска-2014» «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорка и комедия «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо.

Четвертая постановка «ярославцев» - трагедия «Гроза» по одноименному произведению А. Островского поставлена молодым перспективным режиссером Денисом Азаровым. В классическое произведение о русской провинции автор постановки привносит экспериментальность, новизну и свежесть взгляда молодого поколения. По мнению актеров театра, классика интересна именно тем, что каждое новое поколение находит в ней что-то свое.

Безусловно, приезд театра столь высокого профессионального уровня является знаковым событием для всей культурной жизни города. Как полагает Ольга Ковалик, при сегодняшней нещадной коммерциализации искусства вообще, подобное «общение» двух театров будет не только полезным, но и поучительным в плане творческого и духовного развития.

«Когда приезжает такой театр с таким ярко выраженным своим лицом, своим направлением, своим путем, серьезным репертуаром, то, я думаю, что общение двух театров пойдет только на пользу Севастополю. Сейчас центр тяжести, интереса театральной жизни России переместился в провинциальные театры…Они не завязаны на больших деньгах и больше сосредоточены на своем внутреннем художественном процессе. Это очень ценно» - считает она.

Полина Ласькова

Поделиться
Комментировать