«Простые фото с взглядом в камеру»

В Ярославском художественном музее в минувшую субботу состоялся мастер-класс «Сложные степени портрета» с питерским фотографом Михаилом Павловским, чьи фотографии наряду с работами других фотохудожников удивляют и восхищают посетителей на выставке “Ode to a friend” / “Письмо к другу”.


С внимания к этой выставке и начался разговор Михаила Павловского с публикой. Как участник выставочного проекта, в котором приняли участие еще шесть молодых фотографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Костромы и Ярославля, он оценил труд куратора и инициатора выставки Натальи Хомутовой и сотрудников музея по оформлению представленных фоторабот.


Многие из них черно-белые, но это не мешает им иметь яркие эмоциональные и заставляющие переживать сюжеты. И форма подачи действительно необычная: фотографии наклеены на боковины картонных коробок, спускающихся на привязанных к потолку нитях. Зрители имеют возможность бродить среди этих висящих выставочных экспонатов и вместе с авторами идеи убеждаться, что дружба – это «способ связи между людьми, событиями и городами».
Михаил признался, что его работы, представленные на выставке, он сам впервые увидел напечатанными. Фотограф снимает на пленку, потом ее оцифровывает и все его работы «живут» в «цифре». Пленка в отличие от цифровой камеры мешает посмотреть сразу, что уже снял, но предоставляет возможность удивиться впоследствии.
«Момент удивления» наряду со словами «не придуманный» и «случайность» были самыми часто повторяемыми Михаилом фразами в разговоре. Делая основой творчества «абсолютно случайный кадр», становится понятным, почему художник долго дискутировал в монологе с собой и в диалоге с публикой о том, что такое фото-ремесло для заработка денег и фотоискусство для себя и для души. Заказчика, которому требуется фото по заранее придуманному эскизу для популярного глянцевого журнала, не будут интересовать эмоции и переживания фотохудожника.
Михаил старается не заниматься коммерческой фотографией, хотя его заработок на сегодняшний день все-таки связан с работой профессионального фотографа. Он работает фото-оператором на киностудии «RWS», часто снимает портфолио, а в Академии Фотографии в Санкт-Петербурге является автором курса «Актерское портфолио – сложная степень портрета». Кроме того, Михаил пробовал себя звукорежиссером в театре и владеет культурой съемки в театре.
По его глубокому убеждению фотограф, снимающий сцены спектакля, должен хорошо знать пьесу, сначала обязательно посмотреть ее самому, а потом уже выбирать ракурсы для съемки и снимать с трех разных точек. К сожалению, по наблюдениям и словам Михаила, большинство «профессионалов» поступает иначе: занимают место в середине в восьмом ряду партера и делают беспрерывно и не бесшумно сотню-другую «чиков» на кнопку фотокамеры. В результате четыре кадра, может быть, будут хорошими.
Разговор с фотохудожником получился интересным, долгим, многосторонним, с показом его многочисленных работ. Однако я не рискну назвать состоявшееся мероприятие мастер-классом, скорее творческой встречей. В программе, правда, предлагалась возможность участникам показать и обсудить свои работы с гостем за чашкой чая. До этого дело не дошло, поскольку разговор затянулся на три часа; до самого закрытия гардероба и музея.
Возьму на себя смелость и резюмирую высказывания Михаила Павловского о его творчестве, превратив их в советы для тех, кто занимается некоммерческой фотографией.
Творческое кредо фотографа – снимать «как есть», «ничего не замазывать в «Photoshop». «Кадрировать» необходимо момент съемки, а не фото», – как сказал гость музея.
Делая портрет, художник просит человека смотреть в камеру. Тогда, по его высказыванию, получается диалог. Как я понимаю, диалог между фотографом и моделью, а впоследствии между зрителем и тем, кто смотрит на него с фотографии. Видимо, питерский фотограф, по своему личному признанию, тяготеет к «простым фотографиям с взглядом в камеру». Правда, у Михаила есть модель, от проницательного взгляда которой у него появляется невольное желание закрыться. И все-таки дважды ему удалось запечатлеть у девушки «секундную мягкость в глазах».
В творческой съемке нельзя думать о деталях и некогда думать о технических подробностях съемки. «Ставка делается» на эмоциональность и взаимное доверие художника и модели, поэтому Михаил часто говорит не «я сделал фотографию», а «мы сделали фотографию».
Если вы создаете портфолио, то стоит предупредить: фотограф не гарантирует, что удачно получится снимок с первого раза. Это дает возможность модели естественно относиться к обстоятельствам съемки. На вопрос человека, которого он снимает: «Что мне делать?», – сразу отвечает: «Ничего! Работаю я!».
«Золотое правило» питерского фотографа – не выставлять произведения, которые ему как автору не нравятся, но понравились модели. Так называемые «исходники» художник не отдает и старается их даже не показывать. Если человеку все-таки нравится, разрешает забрать, но не говорить, кто снимал. Находят ту фотографию, которая устраивает обоих. Если «снимок получился хорошим технически, но художественно спорен», то тоже не стоит его демонстрировать коллегам и зрителям.
По словам Михаила Павловского, «любая хорошая фотография – это стечение обстоятельств». Важным является спонтанность кадра, когда нет времени задуматься при нажатии на кнопку.
Выставка “Ode to a friend” / “Письмо к другу”, на которой можно увидеть работы Михаила Павловского, продлится до 31 мая.
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать