ПОСТРАДАЛ ЗА ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ

В Ярославском музее-заповеднике работает выставка «Слово и свобода», посвященная жертвам политических репрессий 1920 - 1950-х годов. Среди десятков тысяч исковерканных судеб выделяется одна - талантливейшего пианиста Всеволода Задерацкого. Потерянного классика XX века, ученика Скрябина и Станиславского, друга Брюсова. Если бы его произведения опубликовали при жизни, мы имели бы сейчас композитора масштаба Шостаковича. Увы, все рукописи до 1928 года были утрачены или погибли.

В страшном 1937-м Задерацкого высылают в колымские каторжные лагеря, одни из самых ужасных в системе ГУЛАГа. Ему удалось раздобыть бумагу и карандаш, убедив надзирателей, что будут записаны только нотные знаки. Прелюдии и фуги создавались на обрывках блокнотных листов и телеграфных бланках. До этого, в 1934 году, Задерацкий был выслан в Ярославль, где написал оперу и две камерные симфонии. Мечтал создать здесь оперный театр. А год спустя произошло одно из немногих счастливых событий в его жизни - родился сын Сева.


Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Всеволод Задерацкий недавно посетил наш город, чтобы презентовать книгу  «Золотое житье». Задерацкий-старший начал создавать ее в 1942 году, но роман под титулом «Человек шагает по эпохе» так и остался незавершенным. Тогда за перо взялся сын. В Ярославле Всеволод Всеволодович прожил до шести лет. Помнит двухэтажный деревянный дом на улице Краснопролетарской на Перекопе. Грохот трамваев. А еще налеты на город, бомбежки.


- По нашей улице шли войска, день и ночь, тысячи людей в направлении Москвы. Один из офицеров, увидев меня, мальца, отдающего честь, взял на руки и нес, крепко прижав к себе, долго-долго, пока я не стал выкручиваться, испугавшись. Тогда он поцеловал меня и отпустил.


Сева не учился ни в музыкальной школе, ни в училище. Отец готовил его сам. Последними словами уже во Львове  было: «Сынок, поступай в консерваторию».


И Всеволод поступил - сразу на два факультета. Сейчас он занимается наследием отца. С 1991 года колесит по стране с национальной просветительской программой «Академия музыки. Новое передвижничество». Позади уже 80 городов, самый отдаленный - Петропавловск-Камчатский.


Всеволод Задерацкий-старший был участником Первой мировой и гражданской войн, участвовал в походах добровольческой белой армии под командованием Деникина. Но большевики преследовали его отнюдь не за это. Тогда за что?


- В 1992 году после публикации в «Московском комсомольце» мне позвонил 95-летний пианист, потомок графа Платова, учившийся у отца еще мальчиком. Он и рассказал, что в 1915 - 1916 годах Всеволод Петрович был музыкальным наставником  цесаревича Алексея. Он обучал наследника престола музыкальной литературе. Играл ему симфонии, трио, квартеты. Каждую неделю на один день ездил из Москвы в Петербург. Отец не сказал мне об этом ни слова. Ведь тогда Сталин был еще жив, а я, трепливый юнец, мог навредить, - продолжает Всеволод Всеволодович.


В Ярославль Задерацкий вернулся в 1939-м.


Преподавал в музыкальном училище, причем вел десять дисциплин из двадцати, но в начале войны его уволили как «неблагонадежного», и ему пришлось работать в детских садах музыкальным воспитателем. В 1943 году следует высылка в Казахстан, строжайший запрет на публикации и исполнение произведений, жизнь без паспорта. Тогда он ушел в параллельный мир творчества. А оно было удивительно живым и светлым.


На вечере фрагменты книги прозвучали в исполнении артиста московской филармонии Александра Калугина. Их дополнили романсы Задерацкого на стихи поэтов Серебряного века Валерия Брюсова и Степана Щипачева. Всеволод Задерацкий скончался во Львове 1 февраля 1953 года от сердечного приступа. Прямо за работой - он писал скрипичный концерт.


На снимке: Всеволод Задерацкий-младший.


Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать