Питерский авангард весь вышел из запасников в Ярославле

Двадцатый век прошёл, но авангард остался авангардом. Всем, кто в этом сомневается, рекомендуем посетить выставку, открывшуюся сегодня в Ярославском художественном музее. Он впервые полностью представляет свою коллекцию работ петербургских авангардистов. Ученики великих мастеров минувшего столетия Павла Филонова и Казимира Малевича говорят с нами на языке живописи и графики. И эти голоса из прошлого звучат по-прежнему свежо.


Аналитическое искусство Филонова и супрематизм Малевича, два антипода незримо присутствуют и на этой выставке. В коллекции Ярославского художественного музея представлены их последователи и ученики учеников.Татьяна Глебова и Владимир Стерлигов сплели эти учения в своей квартире в Петергофе. Кирилл Евгеньевич Полуэктов приходится племянником Владимиру Стерлигову, вырос под его духовным началом. Для него мастер - просто дядя Володя. Он навсегда запомнил его наставления ученикам: "Не рисуй предмет - рисуй проблему", "Ищи небо на земле". Основополагающее понятие Малевича "прямая" в его системе превратилась в чашу, купол. В 1966-м году Глебова и Стерлигов и свою квартиру расписали в соответствии с этими эстетическими представлениями. Здесь бывали академики - Капица и Лихачев.
Картина Татьяны Глебовой "Дом в разрезе", написанная в содружестве с Алисой Порет - из той эпохи. Её можно читать, как книгу, разгадывать, как кроссворд. Полотно, разрезанное на части, Нина Павловна Голенкевич получила уже из рук наследников. Тогда авангард только пробивал дорогу к зрителю.
В 80-е годы молодые сотрудники художественного музея собирали эту коллекцию по мастерским. Выставок не было. А диалог с музейщиками, понимавшими значимость авангарда, к счастью, состоялся, чтобы сегодня прийти к ярославскому зрителю. Непризнанным это искусство оставалось в течение десятков лет. Художники разделили с народом все невзгоды 20-го века. Люди высокой культуры, они опирались на веру, а без неё едва ли смогли бы выжить и состояться. Нина Павловна говорит, что многое стало подарком судьбы: Татьяна Глебова была из ярославского рода Глебовых, Павел Кондратьев начинал путь в "Пролеткульте" Рыбинска. Это облегчало понимание. Продолжают ли ученики духовные искания наставников? Вопрос открытый. Идеи, как матрица, продолжают работать, а потому выставка получилась радостной и открытой для встречных идей.
Городской телеканал (Ярославль)
Поделиться
Комментировать