Певец торжествующей любви

В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНИЛОСЬ 140 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕВЦА, НАШЕГО ЗЕМЛЯКА ЛЕОНИДА ВИТАЛЬЕВИЧА СОБИНОВА Ярославль – родина многих выдающихся деятелей культуры и искусства, но, пожалуй, больше других прославил наш город Собинов, которого называли Орфеем русской сцены. Русский итальянец Леонид Собинов прожил яркую, блестящую жизнь. Кто имел счастье слышать, видеть, знать этого обаятельного человека, у того он навсегда остался в памяти. Певцом торжествующей любви назвал Собинова прославленный актер Василий Качалов.
На оперной сцене Леонид Витальевич создал образы, которые до сих пор являются эталоном для исполнителей: Лоэнгрин, Вертер, Ромео, Орфей, Ленский. Когда певец впервые вышел на сцену в роли Ленского, уже один его внешний вид поразил зрителей. Перед ними предстал восторженный, влюбленный юноша с кудрями черными до плеч, стройный, легкий в движениях. В роли Ленского певец был непревзойденным. Ему подражали, но затмить его не удалось никому. Собинов в совершенстве владел искусством бельканто. Его даже называли русским итальянцем, случайно родившимся в России.
Нашему земляку рукоплескали крупнейшие оперные театры мира. Стоило певцу появиться на сцене и произнести первую музыкальную фразу, как зрители тотчас влюблялись в него — не только в его игру, в лучезарный бархатный голос, но и в него самого. Став европейской оперной звездой, а затем и мировой знаменитостью, Собинов никогда не забывал свой родной город. Каждый раз, бывая в Ярославле, он словно обретал здесь новые силы. Последний раз Собинов приезжал в Ярославль весной 1932 года. Он посетил свои любимые места – набережную Волги, Стрелку, бульвар и дал в Волковском театре концерт, принятый ярославцами с восхищением.
Летом 1934 года Собинов с женой и дочерью отправился подлечиться за границу. На обратном пути они проезжали через Латвию, в ту пору независимую. В Ригу семья прибыла 11 октября. А через три дня Леонид Витальевич неожиданно скончался в гостиничном номере. Смерть великого русского тенора оставила много вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор…
Ладья из белых роз
В 1981 году в Ярославле прошел первый Собиновский фестиваль оперной музыки. Идея его создания принадлежала тогдашнему дирижеру симфонического оркестра Виктору Барсову.
– Однажды мы разговорились с Виктором Наумовичем о Собинове, и он предложил провести фестиваль оперной музыки, – вспоминает музыковед Лариса Бурцева. – Идея пришла ему буквально за неделю до дня рождения великого тенора. В течение нескольких дней Барсов собрал солистов из оперных театров Москвы, Ленинграда, Свердловска, Киргизии. С большим трудом Виктор Наумович нашел дочь Собинова – Светлану Леонидовну. Она приезжала на фестивали, была тронута таким вниманием к отцу.
Первый Собиновский праздник произвел фурор в нашем городе. О нем даже в программе «Время» прошел сюжет. Но после Барсова фестиваль постепенно стал угасать и в конце концов сошел на нет. А вот в Саратове до сих пор проводится Собиновский фестиваль. Леонид Витальевич не один раз приезжал в этот волжский город. Саратовцы принимали нашего земляка как волжанина. А однажды они встретили певца как Лоэнгрина, сделав для вагнеровского героя ладью из белых роз.
Доброе утро, Леонид Витальевич!
– К первым двум Собиновским фестивалям я готовила вступительное слово, рассказывала о первых шагах певца на Ярославской земле, о его творческой деятельности, – продолжает свой рассказ Лариса Бурцева. – Я заинтересовалась нашим великим земляком, понимая, что его личность не раскрыта полностью. Перед очередной юбилейной датой я пришла на радио, спросила у радиожурналиста Владимира Кукушкина, есть ли в фонотеке передача о Собинове. Оказалось, ни одной.
И тогда я сделала первый вариант передачи. Очень увлеклась этой работой. Публикаций почти никаких не было, удалось собрать только небольшие заметки. Потом нам с Кукушкиным пришла идея сделать цикл передач о Собинове. Мы отыскали записи певца, правда, немного. Они были несовершенны – в эфир такие не выпустишь. Но Владимир Кукушкин, как звукорежиссер, сделал их более качественными.
Мне хотелось представить Леонида Витальевича не только как певца. В Москве в букинистическом магазине я купила двухтомник, в котором собрана переписка певца и воспоминания о нем, начала изучать. Я настолько глубоко погрузилась в тему, что все другое отодвинулось на задний план. Ночи напролет читала, надо было все прочувствовать. Собинов даже снился мне, а утром, подходя к заваленному бумагами столу, я говорила: «Доброе утро, Леонид Витальевич!» Постепенно мне стал открываться этот удивительный человек. Оказывается, после окончания Московского университета, получив юридическое образование, он некоторое время работал у знаменитого адвоката Федора Плевако, сочувствовал людям, старался помочь. Он говорил: «Подходите к людям, всегда ища в них только хорошее». Меня поразила его демократичность.
Собинов занимался благотворительностью, в Ярославле на его средства содержалась Пушкинская библиотека, он помогал студентам, оплачивал им обеды, отправлял подарки родственникам, не отказывался давать концерты в самых отдаленных уголках России, хотя его принимали лучшие европейские театры. Гастролируя за границей, он всегда говорил о любви к России. Во время гражданской войны Собинов оказался на Украине, и деникинцы хотели его забрать с собой за рубеж, но он отказался уезжать, потому что был предан Родине.
В 1925 году Леонид Витальевич приезжал в Ярославль. Бывшая библиотекарь музыкального училища, имевшая счастье слышать и видеть его на концерте, рассказала мне, с каким неописуемым восторгом встретили певца ярославцы. Они всегда ценили и гордились своим знаменитым земляком. Собинов пользовался всенародной любовью, но никогда не чувствовал себя звездой, был прост в общении. Когда из Риги, где Леонид Витальевич умер, шел траурный поезд с его телом, на каждой станции стояли люди. Памятник в виде лебедя с опущенными крыльями сделала известный советский скульп-тор Вера Мухина.
Многие думали, что лебедь на могиле певца – в память о Лоэнгрине. Но Мухина так объяснила свою мысль: «У русских людей лебедь всегда являлся символом чистоты, а чище человека, чем Собинов, я не знала».
Неподходящий жанр
После выхода на радио цикла под названием «Собинов – певец, человек, гражданин» было много отзывов. Ларисе Бурцевой звонили, писали письма с благодарностями. Пришло письмо от 97-летней Екатерины Владимировны Ларионовой. Она рассказала, как родители ее мужа, дальнего родственника Собинова, ходили в гости к отцу Леонида Витальевича. Он всегда отзывался о сыне так: «Большому кораблю – большое плаванье».
– Когда цикл передач закончился, мне было жаль расставаться с Собиновым, – признается Лариса Бурцева. – Хотелось сделать продолжение: рассказать об окружении певца, о людях, связанных с ним родственными узами. Но обстоятельства сложились так, что осуществить задуманное не представилось возможным.
Увы, масштабная работа, в которую Лариса Бурцева вложила душу и сердце, по жанру не подошла ни под музыкальную Собиновскую премию, ни под литературную Трефолевскую. Лариса Владимировна до сих пор горит желанием рассказывать людям, особенно подрастающему поколению, о нашем великом земляке.
Кстати, в прошлом году она встретилась с режиссером и продюсером Первого канала Ларисой Кривцовой. Наша землячка как раз собиралась к юбилею Собинова делать телепередачу, и Бурцева передала ей запись цикла «Собинов – певец, человек, гражданин». Документальный фильм в четырех частях стартовал на канале «Культура» нынешним летом, в день рождения Собинова – 7 июня. Возможно, в нем были использованы материалы Ларисы Бурцевой
Городские новости
Поделиться
Комментировать