Орнамент личности

С  того момента, когда в 1960 году Григорий Чухрай снял в Ярославле фильм «Чистое небо», тем самым открыв наш древний город для современного кинематографа, никого из местных жителей не удивишь работой съемочной группы на одной из городских улиц.

Ежегодно в Ярославле снимаются многочисленные эпизоды к сериалам или художественным фильмам. Впрочем, нельзя не отметить печальную тенденцию - Ярославль превращается в своего рода провинциальную столицу не самых качественных телесериалов, которые  постепенно вытесняют полнометражные  фильмы. Да и сам кинематограф превращается в сферу тиражирования, где особое (фактически почетное) место занимают ремейки, сиквелы, приквелы, мидквелы и спин-оффы.
Повальное тиражирование идей неизменно ведет к острому дефициту оригинальных сценариев, на основе которых можно снять не просто увлекательное, но  умное кино.  По этой причине предстоящие в конце мая съемки фильма «Осколки снов», которые будут проходить в Ярославле, можно назвать событием в высшей мере неординарным. Дело не в том, что полноценный фильм будет сниматься по новой схеме финансирования, в которой важная роль отведана «денежному донорству» (о чем имеет смысл рассказать отдельно) и даже не в известных личностях, причастных к реализации этого проекта.  «Осколки снов» стали примечательными уже на стадии, предшествующей началу съемочного процесса. На фоне многочисленных сериалов, снимавшихся в Ярославле, новый кинопроект выделяется  качественным сценарием.
Андрей  Золотков (выступающий и в роли режиссера, и в роли сценариста), возможно сам того не желая, затронул важнейшую проблему современного мира -  возможность определять свою собственную судьбу, при этом не «не выходя в тираж». Перефразируя известного культуролога и  социолога массовой культуры Зигфрида Кракауэра можно предположить, что речь идет об «орнаменте личности», то есть процессе тиражирования, который перенесен из  внешнего мира в мир внутренний (из макрокосмоса глобальных явлений и микрокосмос личных волнений).  Мучительное переживание повторяющихся вновь и вновь аналогичных ситуаций является актуальным ответом  на попытку  превратить отдельного человека в элемент  «орнамента массы», в котором люди перестают быть самостоятельными фигурами, а сам орнамент превращается в самоцель.
Погружение в свой внутренний мир, поиски ответов в самом себе, как нельзя лучше отвечают атмосфере фильмов, которые принято квалифицировать как психологические триллеры.  Однако имеющийся сценарий не позволяет назвать грядущие «Осколки снов» простым триллером. В данном случае речь идет о качественном смешении жанров,  когда на выходе получается не банальный микс и не «тарелка салата», а принципиально новое явление,  по сути, новый композитный жанр. Не будет преувеличением сказать, что  именно сейчас формируются каноны кинематографа будущего, и часть этого процесса будет происходить именно в Ярославле.   

Поделиться
Комментировать