Оперный лекторий «Пора нам в оперу скорей». Вечер девятый. К 200-летию со дня рождения Рихарда Вагнера

30 мая в 17. 00 в зале «Классика» ждём всех любителей оперы, почитателей искусства Л.В.Собинова на последнюю встречу в рамках оперного лектория «Пора нам в оперу скорей». На оперном вечере будут показаны фрагменты из трёх опер Р.Вагнера: «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры» и финал оперы «Лоэнгрин». Последний оперный вечер в этом сезоне в рамках лектория «Пора нам в оперу скорей» соединит два имени: великого немецкого композитора и теоретика искусства, крупнейшего реформатора оперы Рихарда Вагнера и блестящего русского певца Леонида Витальевича Собинова.
Оба они родились в мае, и это прекрасный повод обратиться к вагнеровскому музыкальному наследию и одной из лучших партий в репертуаре Л.Собинова – партии Лоэнгрина в одноимённой опере Р.Вагнера.
Русскую музыкальную культуру начала XX века невозможно представить без влияния великого немецкого композитора Рихарда Вагнера.
Вагнеровский репертуар в истории Большого театра в начале XX - го века - это особая страница. В XIX - ом веке он ещё не занимал значительного места,
но всё изменилось после приезда композитора в Россию в 1863 году, где до него побывали Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман. Р. Вагнер дирижировал в Петербурге и Москве
симфоническими концертами из своих произведений.
Успех был большой, хотя часть критики призналась, что в некоторых произведениях («Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда», «Мейстерзингеры»), она не во всём
разобралась.
''«Вот он – тропический лес, непроницаемый, тысячеголосый, удушливый, яркий и тёмный, смертоносный для певцов, для вразумительности словесного текста,''
''смертоносный для гармонического совокупного действия «гезамткунстверка»,'' - писал русский музыкальный критик Герман Ларош, относившийся отрицательно к новым
тенденциям в музыке второй половины XIX века, и в частности к Вагнеру. Это было первое знакомство русской публики с творчеством Вагнера.
Прошло 5 лет и почва оказалась подготовленной для осуществления в Петербурге первой вагнеровской постановки в 1868 году « Лоэнгрина».
Затем появились собственные постановки в Большом театре.
Для их осуществления дирекция театра пригласила немецкого капельмейстера Байдлера, который в 1902 году поставил «Валькирию», «Зигфрида», «Моряка-скитальца», и
возобновил «Лоэнгрина».
Но, только в '''1908''' году в России появился первый достойный '''спектакль - «Лоэнгрин»,''' в котором сыграл Л.В. Собинов.
Этот спектакль вошёл в историю вагнеровских постановок, как одно из величайших достижений музыкального искусства.
В России этой опере долго не везло. Среди исполнителей партии Лоэнгрина – Ф. Никольский, как писала современная ему критика, блистал голосом, но он был никакой
актёр и лишён был всяческого дарования. Был ещё Д. Орлов, в распоряжении которого, как писали критики, «было три жеста». Затем М. Михайлов, напоминавший голосом
А. Мазини, Н. Фигнер - певец с большой вокальной культурой, но считавший эту роль для себя неподходящей.
Л.Собинов начал работать над Лоэнгрином в 1907 году в Италии с маэстро Делли-Понти, изучал он партию на итальянском языке и параллельно просил своего друга и
переводчика В. Коломийцова сделать для него новый перевод на русский язык.
Л.Собинов, по своему обыкновению, очень серьёзно начинает заниматься и костюмом.
Он выписывает из Германии множество рисунков, ищет литературу об этом герое, проводит серьёзные исследования.
Рисунок грима для него и эскиз костюма делал художник В.Дьячков - ученик К. Коровина.
Певец изучает работу русского историка, академика А.Веселовского о происхождении легенды о святой чаше Грааля.
В работе над ролью певцу помогло изучение работ немецкого историка и превосходного толкователя Вагнера - Кюфферата.
Среди материалов музея есть тетрадка с переводом, сделанным Л. Собиновым, в процессе подготовки партии Лоэнгрина,
это статья немецкого автора К.Дросте «Berumte Darsteller der Lohengrin» , в которой автор анализирует достоинства и недостатки немецких исполнителей,
воплотивших образ Лоэнгрина на оперных сценах Веймара, Франкфурта, Дрездена, Вены, Лейпцига, Мюнхена и др.
Изучая историю постановок оперы в Германии Собинов, по его собственным словам, сделал один очень важный вывод, «как не стоит петь Лоэнгрина».
''«Я думаю, - говорил он после того первого опыта обращения к опере Вагнера, - что у меня просто инстинктивно намечается ещё не использованный Лоэнгрин –''
''очень юный и чистый».''
Художественное чутьё певца со временем было подкреплено серьёзными исследованиями.
Пробный камень был брошен в Петербурге, где в 1907 году Собинов спел «Рассказ Лоэнгрина».
За время существования оперы на немецкой сцене сложилась и закрепилась определённая оперная традиция,
немецкие исполнители давали тип национального рыцаря, крупного, широкого, сильного, с энергичными движениями,
с резко очерченными чертами лица, не слишком молодого, с традиционной бородой.
Словом, это была сильно-героическая, ярко-мужественная фигура.
Считалось, что Р. Вагнер взял своего героя из немецких средневековых народных сказаний.
Поэтому здесь как нельзя лучше подходила несколько суровая, резко очерченная пластика.
Собинов, детально знакомившийся с трудами А. Веселовского и Кюфферата, отметил для себя, что оба исследователя сходились в одном - легенда о святой чаше
Грааля не германского происхождения, а кельтского, а первые зачатки этой легенды восходят к ассирийским сказаниям.
Действительно, рассказывая о себе, о том, откуда он прибыл, Лоэнгрин говорит о своей стране:
''«В чужой стране, за синими морями''
''Высится замок грозный Моссальват»''
Поэтому Л.В. Собинов видел своего героя вненациональным.
Он считал, что необязательно всякого рыцаря трактовать, как носителя мужественности.
В поисках облика Лоэнгрина артист отталкивался от художественного образа, созданного художником Б. Пинтуриккио.
В Сиене в знаменитом кафедральном соборе есть капелла, расписанная фресками.
На одной из стен Б.Пинтуриккио поместил портрет жертвователя на эту капеллу - кавалера Альберто Арингиери.
На фоне типичного для художников эпохи Возрождения пейзажа, посреди цветущей травы стоит в молитвенной позе, сложив руки и обратив к небу лицо, рыцарь -
крестоносец в полном расцвете юности, лицо которого, лишённое всякой растительности, в раме из падающих на плечи темных волос, необыкновенно привлекательно
красотой своих чистых , мягких линий. Ничего специфически мужественного нет в этой фигуре.
Лишь торчащий на боку меч и угадывающийся большой рост говорят о том, что он может постоять за себя в бою.
Л.В.Собинов часто черпал образы для своих героев в произведениях итальянских художников эпохи Возрождения, можно, как в случае с обликом Лоэнгрина, найти прямые
источники его вдохновений.
Первый спектакль «Лоэнгрин» с участием Л.В.Собинова, состоялся '''10 декабря 1908''' года в Москве.
Многие, если не все зрители, присутствовавшие на этом спектакле, запомнили его, как необыкновенное событие своей жизни.
Вот мнение старого московского театрала профессора Н.А.Гейнеке:
''«Байрейтская театральная традиция рисовала Лоэнгрина зрелым мужем лет под сорок с обязательной белокурой или рыжеватой бородой,''
''могучим и несколько громоздким. А с лодки, влекомой лебедем, сошёл безбородый юноша, стройный, ясный, чистый… Голос певца звучит без малейшего напряжения,''
''чаруя тембром, наполняя весь зал своим кристальным и вместе с тем мягким звуком…''
''Этот новый образ был так убедителен, что я, по крайней мере, живо почувствовал, что именно этот Лоэнгрин – настоящий, вагнеровский Лоэнгрин:''
''так отвечал этот образ духу музыки этой оперы».''
Среди многочисленных отзывов о собиновском герое, одно заслуживает особого внимания,
это мнение одного из величайших дирижёров кон. XIX – нач. XX в. Артура Никиша:
''«Какое небесное видение, какой небесный голос. Я дирижирую и чувствую, что невольная слеза катится по моей щеке.''
''Скольких Лоэнгринов пересмотрел я на своём веку, но никогда не переживал такого глубоко – поэтического, захватывающего момента».''
Образ Лоэнгрина, созданный Л.Собиновым вначале XX века, критики признавали ярким явлением не только в творческой судьбе певца, но и крупным событием мирового
музыкального искусства.
Вечер ведёт Заслуженный работник культуры Юрий Александрович Иванов.
Куратор вечера - Аносовская Алла Васильевна
Справки по тел. 32-96-49.
 источник
Поделиться
Комментировать