Которосль была вотчиной Царь-рыбы

Середина 50-х годов прошлого века. Тихая улица Гражданская на окраине Гаврилов-Яма. Летний полдень, солнечный и знойный... Хозяин соседнего дома с двумя сыновьями вернулся с рыбного промысла...

Рыбалка оказалась добычливой - десятка полтора крупных головастых щук. Рыбу поместили в большой таз, поставленный на табурет. Влажно блестящие хвосты хищных рыбин свисали до самого пола. Вкусно пахло свежей речной рыбой. Вспоминаю и погожий летний вечер у деревни Цыбаки несколько лет спустя. На закате рыбное обилие Которосли пришло в движение - выпрыгивали из воды, охотились, удирали от хищников, жировали, «гуляли» многочисленные обитатели водного царства: щуки, окуни, жерехи, язи, голавли, плотва, рыбная молодь. Непрестанно волнуемая поверхность воды словно кипела...


Несколько столетий назад в Которосли обитала, вероятно, и более ценная рыба. В «Повести о Ерше Ершовиче» (конец XVII века), где неоднократно упоминается Которость - река и Ростовское озеро, действуют не люди, а рыбы. Фабула произведения - тяжба, судное дело по поводу владения Ростовским озером между Лещом и Ершом Щетиною. Замысел этой удивительной повести возник, очевидно, в судейской среде. Неизвестный автор жил, наверное, в Ростове или Ярославле и хорошо знал не только судейское дело, но и свой край. В качестве судей в повести выступают «белуга ярославская» и «семга переславская» (ряпушка - авт.)
В образе Ерша Щетины автор ярко обрисовал ведущие черты менталитета ярославцев - смелость, предприимчивость, лукавство, изворотливость ума. Как видно из содержания повести, река Которосль была в то далекое время вотчиной царь-рыбы - осетра, «боярина и воеводы Хвалынского (Каспийского - авт.) моря». Осетр на суде свидетельствует: «Я было пошел из вотчины своей, реки Которости, к Ростовскому озеру. Ерш встретил меня в устье, назвал меня братом».
А пошел осетр в озеро Неро, чистое и богатое планктоном, жировать. Образованный автор называет осетра «боярином и воеводой Хвалынского моря». Такое именование наводит на мысль, что основным местом обитания осетров, которые вывелись в Волге и Которосли, было Каспийское море. Весной или летом рыбы возвращались в Волгу и Которосль, зимовали в них, нерестились в марте-июне (нерест бывает не ежегодно). А затем скатывались по Волге в Каспийское море. С другой стороны, В. А. Мовчан, автор книги «Жизнь рыб и их разведение», отмечает, что «в некоторых местах образовались стада осетров, всю жизнь проводящие в пресной воде». Быть может, и осетр, описанный в повести, уходил после нереста в Которосли не в далекое Каспийское море, а в Неро, что и засвидетельствовал автор произведения.
Хотя документальное подтверждение обитания в Которосли осетра в XVII веке отсутствует, можно предположить, что подобное утверждение не плод фантазии автора, а непреложный факт.
А теперь обратимся к документу, который явился на свет приблизительно 100 лет спустя после «Повести о Ерше Ершовиче», - «Топографическому описанию Ярославской губернии», составленному губернским землемером Иваном Кореневым (1799 год).
«Из рыб водятся, - читаем мы в описании, - небольшие осетры, сомы, белая рыбица, стерляди, лещи, налимы, плотва, ерши и пискари, а изредка и белуга». Все породы рыб, названные в «Повести», за исключением «семги переславской», перечисляются и в «Топографическом описании», что дает основание полагать, что автор вышеназванного произведения опирается на реальную действительность и популяция осетров в Которосли была значительной. Весной осетры заходили из Волги в чистую и тихую Которосль, нерестились, а затем уходили кормиться, жировать в озеро Неро. Эта ценная рыба стала покидать Которосль, наверное, к середине XVIII века, когда на ней появились крупные предприятия - Ярославская Большая мануфактура, писчебумажная фабрика Репнина... Но ресурсы других пород рыбы немалыми остались.
Река Которосль имела в прошлом, вероятно, определенное промысловое значение, и основным трудовым занятием небольшого количества селян, проживающих в верховьях Которосли, был рыбный промысел.
Ростовский краевед Андрей Титов в книге «Описание Ростовского уезда» (1885 год) констатирует уменьшение рыбных запасов Которосли: «рыбаки жаловались, что уловы стали хуже, а рыба - мельче». И эта тенденция усилилась в XX веке, хотя старожилы Гаврилов-Яма помнят неплохие уловы рыбаков-любителей в 50 - 60 - 70-х годах.
И это закономерно. Ведь Которосль, по свидетельству областной прессы, - самая неблагополучная в экологическом отношении река Ярославской области. Исчезли раки и пескари.
В прошлом году летом я вновь побывал на Которосли у Цыбаков. Водная гладь на протяжении всего вечера оставалась невозмутимой, безмятежной... И улов оказался более чем скромным - окунишка величиной с мизинец.
Рыбаки объяснили такой казус неблагоприятным для ловли рыбы давлением и направлением ветра.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать