Картина Эль Греко «Иоанн Креститель» вернулась в постоянную экспозицию

В постоянную экспозицию Пушкинского музея после шестилетней реставрации вернулась картина «Иоанн Креститель» живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко. Это полотно относится к позднему периоду творчества мастера и датируется рубежом XVI и XVII веков. Картина представлена в Главном здании в зале № 10.

Реставратор: Елена Юнина

Руководитель мастерской реставрации живописи: Марина Скутте

В процессе реставрации Елена Юнина выровняла лак по всей поверхности картины, достигла прозрачности лаковой пленки, удалила старые реставрационные ретуши и поздние записи, искажавшие колорит картины, укрепила грунт и красочный слой, восполнила утраты. В правом нижнем углу раскрыта подпись художника — Доменикос Теотокопулос, до реставрации очертания букв были едва заметны. Художник родился на острове Крит и подписывал картины своим греческим именем. Юношей он переехал в Венецию, затем недолгое время пробыл в Риме и после обосновался в Толедо.

Альтернативный текст

Данная в полный рост фигура Иоанна Крестителя на фоне оливково-серых толедских холмов довольно типична для однофигурных композиций Эль Греко. Вытянутые пропорции усиливают ощущение грандиозности и духовной мощи святого – аскета, всю жизнь проведшего в пустыне. Звериная шкура, в которую он одет, самодельный крест в левой руке и изображенный в правой части агнец – символ мученической смерти – являются атрибутами пророка. Основную часть композиции занимает изображение неба, которое заполнено динамичной массой жемчужно-серых облаков, в голубой просвет между которыми вписана фигура Иоанна Крестителя. Такое решение подчеркивает принадлежность святого миру небесному в гораздо большей степени, чем земному, расстилающемуся у его ног и исчезающему у низкой линии горизонта. Немного склоненная голова и глубокая печаль в выразительных, как всегда у Эль Греко, глазах говорят о смирении и принятии Иоанном Крестителем своей трагической судьбы.

Произведение поступило в музей в конце 1940-х годов, до этого оно находилось в берлинских собраниях. Эта картина считается лучшей из трех подобных композиций. Одна из них находится в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско (США), вторая – в Музее изящных искусств Валенсии (Испания).

Поделиться
Комментировать