Исследовательский проект «Руанские соборы Моне»

Начало проекта: июль 2023
Место проведения: ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 12)


Руководители проекта: Анна Познанская, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.; Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина при поддержке LG продолжает серию масштабных проектов по изучению, реставрации
и консервации всемирно известных произведений из коллекции музея. В 2023 году планируется изучение двух полотен импрессиониста Клода Моне из серии «Руанский собор». Хранящиеся в музее картины «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)»
и «Руанский собор вечером» были созданы мастером в период с 1892 по 1894 год во время нескольких его поездок в Руан. В рамках проекта пройдет цикл образовательных мероприятий. Результаты исследования будут представлены на официальном сайте музея.

Среди картин с изображением одного мотива при разном освещении именно серия
«Руанский собор» занимает особое место в творчестве Клода Моне. По разным данным, она включает от 20 до 40 произведений вместе с набросками. Хотя сам художник настаивал на том, чтобы серия была продана целиком, в настоящий момент входящие в нее произведения оказались в коллекциях крупнейших музеев мира, в числе которых Музей Орсэ, Музей Метрополитен, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Музей изящных искусств в Руане, Музей Гетти и другие.

«Руанские соборы» Клода Моне поступили в собрание Пушкинского музея в 1948 году и с тех пор практически не покидали его стен. Уже более 50 лет произведения находятся под постоянным контролем реставраторов, однако детального изучения этих полотен в музее не проводилось. В 2023 году впервые предполагается провести комплексные технико-технологические исследования, которые будут включать в себя подробное изучение красочного слоя и химического состава пигментов, а также холстов, на которых написаны произведения. Данный анализ вместе с искусствоведческими исследованиями не только позволит лучше понять особенности живописной техники художника, но и, возможно, откроет некоторые подробности его творческого метода, а также детали истории создания картин. Но самое главное – экспертиза позволит выявить деструктивные процессы, влияющие на сохранность полотен, и понять, какие шаги должны быть предприняты для сохранения этих уникальных произведений.

До 24 сентября 2023 года «Руанские соборы» Клода Моне можно увидеть на выставке
«После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством». Далее картины отправятся в реставрационную мастерскую для тщательного исследования.

 

ЦИКЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

С июля по август 2023 года в Итальянском дворике Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет специальный цикл мероприятий, приуроченный к исследовательскому проекту. Лекции и дискуссии, в которых примут участие ведущие эксперты, не только помогут зрителям погрузиться в творчество импрессионистов и Клода Моне, но и расскажут о технических особенностях его живописи. Кроме того, специалисты будут стремиться проследить изменение восприятия серии «Руанский собор» на протяжении более чем столетней истории.

Лекция Михаила Майзульса «Руанский собор до Моне».

Дата: 14 июля 2023, 19:00

Место проведения: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина (ул. Волхонка, 12), Итальянский дворик. Билеты доступны на официальном сайте музея.

Первая лекция в рамках проекта. Руанский собор – герой знаменитой серии Клода Моне – один из тех средневековых памятников, которые достраивались и менялись столетиями. Здание-палимпсест, где встречаются ранняя и пламенеющая готика. Благодаря шпилю, возведенному уже в XIX веке, собор несколько лет даже оставался самым высоким зданием в мире. Он горел, а во время Второй мировой войны стал жертвой бомбардировки. Как складывалась его архитектурная биография? Какие части собора можно увидеть на картинах Моне? Эти и многие другие вопросы будут затронуты на лекции.

Михаил Майзульс – кандидат исторических наук, историк-медиевист, старший научный сотрудник Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Лауреат премии «Просветитель» за книги «Страдающее Средневековье» (в соавторстве с Сергеем Зотовым и Дильшат Харман, 2018) и «Воображаемый враг: иноверцы в средневековой иконографии» (2022).

 

Поделиться
Комментировать