И свет во тьме светит…

28 декабря в Центральной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова прошел вечер «И свет во тьме светит…», посвященный 120-летию со дня рождения русской поэтессы серебряного века, писательницы, философа Елизаветы Кузьминой-Караваевой (матери Марии).
Спасая жизнь других
На вечере присутствовали представители Боголюбского малого православного братства из Твери. Они изучают жизнь, судьбу и творчество матери Марии, ведь часть ее жизни в России была связана с Тверской землей.
Вначале вокальная группа исполнила песню на стихи матери Марии, затем гости из Твери показали фильм об этой необыкновенной, великой женщине, оказавшейся после 1917 года в эмиграции во Франции и принявшей монашеский постриг с именем Мария. Но жила она не в монастыре, а в миру, занимаясь благотворительной деятельностью с убеждением, что путь к Богу лежит через любовь к человеку.
В основанном ею общежитии в доме на улице Лурмель в Париже нашли приют и поддержку многие обездоленные русские эмигранты. Во время Второй мировой войны мать Мария принимала участие во французском Сопротивлении. В оккупированном фашистами Париже она спасала сбежавших советских военнопленных, укрывала русских и евреев, отправляла посылки заключенным. Она помогала очень многим, а потом попала в концлагерь Равенсбрюк, где погибла в газовой камере, добровольно пойдя на смерть вместо одной из заключенных. В 2004 году мать Мария была канонизирована Константинопольским патриархатом.
Встречи с матерью Марией
Тогда же во Франции вышла книга «Неверующая о святой: «Встречи с матерью Марией». Ее автор – известная французская писательница Доминик Десанти. А перевела книгу на русский язык доцент Страсбургского университета Татьяна Викторова, которая приехала в Ярославль из Парижа специально для участия в вечере. Гостья из Франции рассказывала об авторе и читала фрагменты из книги.
Доминик Десанти – дочь русского эмигранта Сергея Перского, эмигрировавшего в Париж в конце XIX века, он был близок к политическим кругам первой волны русской эмиграции – Александру Керенскому, Павлу Милюкову. Сергей Перский, работая в правительстве Жоржа Клемансо во Франции, был направлен в Россию. Здесьто и родилась Доминик, но всю жизнь она прожила во Франции, окончила Эколь Нормаль – престижное учебное заведение, основанное Наполеоном. Доминик Десанти всегда любила Россию, выучила русский язык, среди ее романов и художественных биографий особое место занимала русская тема – книги о Марине Цветаевой, Владимире Набокове, Соне Делоне. Одна из ее последних книг посвящена встречам с матерью Марией.
Юная французская аристократка, познакомившись с матерью Марией, была поражена: в черной рясе и разношенных башмаках русская монахиня ранним утром отправлялась с тележкой на центральный рынок за продуктами, где они были наиболее дешевы. Зачастую торговцы давали монахине разную снедь как пожертвование. Продукты нужны были для столовой, которую мать Мария открыла при общежитии, где кормила обедневших русских эмигрантов.
Моя святая
По словам Татьяны Викторовой, писательнице удалось живо передать атмосферу вечеров в доме на улице Лурмель, который был не только пристанищем для обездоленных, но и духовным центром притяжения русской эмиграции в Париже, где темы для диспутов часто задавал Николай Бердяев. Но самое яркое, незабываемое впечатление вызвала сама мать Мария. «Моя святая» – так называла ее с первой встречи Доминик. Ее, неверующую, поразила духовная сила этой женщины, ее глаза, которые проникали в самую душу. Матери Марии было 44 года, когда Доминик познакомилась с ней. Несмотря на большую разницу в возрасте, их дружба переросла в духовное родство.
В своей книге Доминик Десанти рассказала о многочисленных встречах с матерью Марией и ее окружением, собрала документы и свидетельства о русской эмиграции во Франции, ранее неизвестные фотографии. А еще переписку матери Марии с дочерью Гаяной из России, которую Алексей Толстой, приехавший в Париж на международный конгресс писателей, уговорил поехать в Советский Союз и, по сути, бросил на произвол судьбы. Через год в Москве Гаяна скоропостижно умерла.
Татьяна Викторова рассказала, как в 2006 году она путешествовала с 88летней Доминик Десанти по России. Писательница была удивлена, что русские знают о матери Марии больше, чем французы. А ее книга, вышедшая на русском языке, поможет еще глубже понять эту необыкновенную женщину.
Городские новости
Поделиться
Комментировать