Джаз над Волгой: Возвращение к истокам

Четверг и пятница, прошедшие под знаком блюза, раскрутили маховик фестиваля, но отчасти поставили под сомнение вечные джазовые ценности. Именно поэтому по мере приближения к финалу свинг отвоевывал у новых джазовых интонаций все большее место на сцене ярославской филармонии.

В первом отделении субботнего концерта с  дебютом в России выступила американская джазовая вокалистка Хлоя Бриссон. Её сопровождал квинтет ярославца Андрея Мартыненко. Как призналась сама девушка, с группой удалось сработаться сразу – для этого пришлось провести всего две репетиции. Отделение прошло на одном дыхании: легкий аккомпанемент квинтета Андрея Мартыненко и энергичный вокал Хлои Бриссон – слушатели покорены с первых нот. Все это можно описать единственной фразой Хлои: «It was wonderful!».

Во втором отделении выступил польский квартет под управлением пианиста Кубы Станкевича. Каждый из музыкантов  занимает высокое место среди джазовых исполнителей Польши. Такое положение часто приводит к усложнению композиций, но в случае с поляками все произошло наоборот. Даже блистательный саксофонист Войцех Пульцын сумел, скорее, выразить красоту ансамблевого звучания, не поступившись при этом ни одной свинговой нотой. Владимир Фейертаг заметил, что в былые времена: «…польский джаз был для советской джазовой публики практически единственной отдушиной». Судя по тому, как принимали Кубу Станкевича со товарищи россияне в Ярославле, ею же он и остался.

Каждый устроитель фестиваля стремится выстроить отделения по степени нарастания экспрессии. Но стереотипы не работают на ярославском празднике – нашу публику просто нет необходимости «разжигать» по законам жанра поп-музыки. Поэтому в третьем отделении с относительно камерной программой выступил  американский дуэт пианиста Михаила Цыганова и мастера губной гармоники Хэндрик Мёркенс. Необычный для джаза музыкальный инструмент – гармошка.

- Сорок пять долларов – подчеркнул Хэндрик Мёркенс – а сложный инструмент… Зато пианино, к примеру, многие тысячи стоит, но… Клавиши видно, бемоли черные, все остальное – белое. Так-то что не играть?

Музыканты прошлись по американским джазовым стандартам, но их высокое мастерство, вкупе с необычным подходом к теме, просто снесли все стереотипы восприятия джазовой музыки (если у кого-то таковые были). А дуэт отыграл «на бис», что на фестивалях, вообще-то нельзя – но если очень хочется…

Городские новости

 

Поделиться
Комментировать