Дорогой отца мушкетёров и не только

Ярославский журналист Николай Колодин сделал то, что до сих пор почему-то никому из пишущей братии не приходило в голову – он повторил путь Александра Дюма, совершившего в середине XIX века путешествие по России.


Книга Колодина называется «Дорогой отца мушкетёров» и привлекает внимание несколькими обстоятельствами. Во-первых, в ней обильно цитируется сочинение знаменитого романиста «Путевые впечатления в России», которое справедливо считается библиографической редкостью. Каждая глава, обозначающая очередной пункт путешествия, начинается с соответствующей цитаты из Дюма, тут же сами собой напрашиваются сопоставления, а к концу чтения оказывается, что ты прочитала едва ли не половину этого незаслуженно забытого сочинения. Во-вторых, автор выбрал тот же способ передвижения, что и Дюма – пароход. Отсюда и язык книги – неспешный, со множеством подробностей. В-третьих, на всём пути из Санкт-Петербурга до нынешнего Волгограда, где ступала нога «отца мушкетёров», Николай Колодин неутомимо искал ярославские следы, приметы давнего прошлого и настоящего, которые хоть в малейшей степени можно было бы соотнести с Ярославским краем.
Не говоря уже о главах, имеющих к нам самое прямое отношение. Напомним, что в Ярославле Дюма как человек образованный отметил «один из семи лицеев России». А как человек, видимо, немало натерпевшийся в пути, – гостиницу Пастухова, опять же «одну из лучших в России» и «может быть, единственную за исключением двух столиц, где имеются настоящие кровати». Как истинный француз он не смог, конечно, пройти и мимо чувственной стороны жизни: «Ярославль славится своими красавицами и пылким темпераментом своих уроженцев: за два года пятеро молодых людей потеряли там рассудок от любви».
Николай Колодин пристёгивает к заметкам мэтра собственные впечатления, кратко излагает историю, приводит бытующие вокруг города легенды и разные любопытные подробности, достоверные и не очень. Тут же рассказы об Угличе, Рыбинске, Мышкине, Тутаеве, Толге, Рыбницах, Красном Профинтерне...
Северный край
Книга – не научный труд, специалисты могут найти неточности, но читается она легко и общаться с обоими авторами интересно. Кто-то скажет, что собственных впечатлений Николая Николаевича могло быть больше. Но ведь перед нами фактически путеводитель, где есть и общеизвестные факты, и малоизвестные, полузабытые или вовсе забытые сведения, добытые в старых книгах, журналах, других изданиях. То, чего подчас очень не хватает современному путешественнику и что всегда особенно привлекает туристов.
В качестве примера приведу рассказ об острове Коневец на западном берегу Ладоги. Он маленький, длиной всего около пяти километров, а шириной от километра до трёх; по удивительному стечению обстоятельств рядом с ним в разное время произошли два события, фактически повторившие друг друга. На судне, на котором путешествовал Александр Дюма, испортился компас, капитан заблудился в тумане и долго не мог установить, куда плыть дальше. Через двести лет теплоход, на котором плыл наш журналист с женой, в том же самом месте потерял на рейде якорь и в поисках выхода из ситуации долго и нудно совершал непонятные для пассажиров манёвры с остановкой и пуском двигателя и т. п.
Мало того, упомянутым двум событиям, оказывается, предшествовало ещё одно. Чтимый в здешних краях преподобный Арсений, живший в XIV веке, как гласит предание, тоже попал в похожую переделку. Только наоборот. Его утлое судёнышко несколько раз подряд прибивало волной к этому острову. Пока он наконец не расценил это как знак свыше и не основал здесь монастырь. Николай Колодин, как когда-то Дюма, побывал на острове, посетил обитель. И подивился ещё более древней здешней достопримечательности – огромному Конь-камню, от которого, видимо, и произошло название острова. Окружность камня 26 метров, высота пять метров, вес 750 тонн. Ему молились когда-то язычники-карелы, Арсений его освятил, на нём сейчас часовня.
На днях в библиотеке имени Лермонтова состоялась презентация этой книжки. Она шестая из серии «Этюды о былом», которую вот уже несколько лет Николай Колодин издаёт, подчеркну, за свой счёт. Фактически это «полное собрание сочинений» – собрано практически всё написанное за многие годы. Тираж каждой книги крошечный, всего 150 экземпляров, но мимо заинтересованного читателя они не пройдут. Много примечательного в пятой книжке, она называется «Через годы и расстояния» и представляет собой историю Ярославской службы связи. В отличие от некоторых других «производственных» изданий она привлекает множеством живых воспоминаний, по-своему освещающих историю города, обилием любопытных документов и материалов, почерп­нутых в ярославских архивах и музеях.
А за первые три тома этой серии многие скажут автору особое спасибо. Они представляют собой сборник очерков о ярославских медиках – от дореволюционных до врачей наших дней. Как пишет автор, «пока жив человек и нужен, помним, а умер – забыли». Эти три книги – попытка исправить такую несправедливость.
Поделиться
Комментировать