Ах, то был дивный вальс

Наблюдая музыкальную жизнь Ярославля, приходится с сожалением констатировать, что в городе уже давно отсутствует музыкально-просветительская работа. Вспоминаются 60 – 70-е годы, когда едва ли не в каждом вузе студенты организовывали клубы любителей искусств, где классическая музыка была в большом почёте. Например, в технологическом институте такой клуб назывался «Аэлита», выпускалась газета «Культура». Да и Ярославская филармония считала своим прямым долгом приобщать молодых ярославцев к высокому искусству.









Нынче же освободившуюся музыкально-просветительскую нишу заполнила агрессивная попса, в огромном количестве поглощаемая молодёжью.
И вот в этом мутном океане примитивизма, как музыкального, так и содержательного, всплыл отрадный островок – проект известного в Ярославле дуэта: лауреата городского конкурса вокалистов Владимира Ильича Корнилова и члена Союза композиторов России Ирины Степановны Куницыной. За сухим названием проекта «Формы и жанры вокальной музыки» кроется целый мир прекрасных звуков, глубоких человеческих чувств.
Название первого концерта цикла, состоявшегося в актовом зале ЯрГУ имени П. Г. Демидова, говорит само за себя: «Я помню вальса звук прелестный». Честь открытия нового сезона была предоставлена старинному вальсу «На сопках Манчжурии». Проникновенная мелодия, седовласый исполнитель, кружащиеся в танце молодые пары – это было прекрасно и символично.
Уже после первого номера, исполненного Корниловым, стало понятно, как от концерта к концерту растёт его исполнительское искусство. Певец глубоко чувствует душу произведения, находит новые краски, стремясь донести до слушателей многогранность жанра. Проникновенно, лирично, а порой с каким-то особым пафосом (романс «Нет, не тебя так пылко я люблю») были исполнены старинные русские романсы. И в то же время с каким размахом, удалью молодецкой прозвучала русская народная песня «Живёт моя отрада».
Я никогда не задумывалась над тем, что очень многие народные песни созданы либо в жанре вальса, либо имеют его элементы, так называемую вальсовость. А тут – настоящий каскад небольших, но ёмких по содержанию, неповторимых по красоте народных творений. А преподнёс их слушателям ансамбль «Дружба», которым руководит Георгий Лёвкин. Нина Ковалёва, Валентина Малышева, Герман Малышев, Александр Солдатов составляют этот небольшой коллектив энтузиастов, непосредственность и
искренность исполнения которых не могут не подкупать.
Авторы проекта подошли к программе концерта без излишнего педантизма. Наряду с вокальными произведениями звучали и инструментальные.
Студент 2-го курса Ярославского музыкального училища имени Собинова Михаил Соколов показал своё мастерство игры на гитаре, умение передать в вариациях красоту народной песни.
В исполнении студента 4-го курса Петрозаводской консерватории, скрипача Ярославского академического симфонического оркестра Сергея Скворцова прозвучали два вальса Крейслера. Талантливый музыкант сумел передать контрастность и в то же время органическое единство произведений: ведь любовь несёт с собой и радость, и муки. Публика с большим энтузиазмом принимала всех исполнителей – аплодисменты, возгласы восторга...
После концерта я поинтересовалась у студентов, будет ли интересна такая глубокая музыка широкому кругу молодёжи. Свой отрицательный ответ они объяснили просто: их возрасту соответствует другая музыка (попса?!), «вот будем постарше»...
Но вот одно моё наблюдение всё-таки опровергает такое их мнение. В многоголосице позывных мобильных телефонов чаще других я слышу мелодию романса А. Даргомыжского «Мне минуло шестнадцать лет». (Кстати, и этот романс звучал в концерте, а исполнила его с большим чувством студентка Ярославского педуниверситета Светлана Таранова.) Так вот однажды я спросила молодого владельца мобильника, знает ли он, чья это музыка. Надо было видеть, с каким жадным вниманием он слушал стихи, на которые написана мелодия, выбранная им для постоянного общения с друзьями. Уверена: молодая душа отзовётся на настоящее искусство, и эту встречу нельзя откладывать на потом.
Северный край
Поделиться
Комментировать