«Юрий Анненков. Революция за дверью» в Музее русского импрессионизма

13 февраля – 24 мая 2020 года

Музей русского импрессионизма продолжает исследования в области русского авангарда и открывает выставку «Юрий Анненков. Революция за дверью».

Творчество знаменитого художника, иллюстратора поэмы «Двенадцать» Александра Блока, блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, впервые будет представлено в таком объеме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции.


Экспозиция покажет наиболее значимые направления творчества Юрия Анненкова в России и после его отъезда во Францию в 1924 году. Зрители увидят Анненкова-живописца, художника театра, книжного иллюстратора — неутомимого экспериментатора, в чьем творчестве отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века.

Анненков входит в число самых дорогих русских художников, его произведения находятся в главных государственных музеях России, Франции и США и демонстрируются на международных выставках, книги пользуются популярностью у российской и франкоговорящей аудитории. Однако сам автор, подобно многим художникам русской эмиграции, долгое время не получал на родине должного признания.


В наше время интерес к творчеству Анненкова снова растет – не только в России, где у него всегда было много тайных и явных ценителей, но и в Европе, где с конца 1990-х годов его работы регулярно появляются на аукционах, в том числе Christie's и Sotheby's.

Впервые будут показаны произведения из собрания Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, созданные мастером в эмиграции и ранее не выставлявшиеся в России. В экспозицию также войдут работы из крупнейших российских музеев: Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, фонда V-A-C, Московского музея современного искусства и других музейных институций и частных коллекций.


Наибольшую известность в России и мире Юрий Анненков снискал как портретист, галерея образов его современников будет представлена в первой части экспозиции. Зрители увидят работы из авторского альбома «Портреты» и папки «Семнадцать портретов»,
в которых художник запечатлел крупнейших политических и культурных деятелей тех лет: Льва Троцкого, Всеволода Мейерхольда, Анатолия Луначарского, Айседору Дункан,
Анну Ахматову, Максима Горького, Корнея Чуковского и других. Многие из этих портретов стали частью массовой культуры: их публикуют на обложках современных изданий как знаковые образы ярких личностей и символы исторического периода в целом.

Вторая часть экспозиции будет посвящена театру – одному из ключевых направлений деятельности Юрия Анненкова как до, так и после эмиграции. В качестве сценографа и художника по костюмам он оформил более 70 постановок, при этом важнейшим на сцене становилось не просто воспроизведение действительности, а передача эмоционального состояния героев. Новаторское и всегда эффектное оформление спектаклей принесло Анненкову значительную популярность, художник работал с лучшими театральными режиссерами своего времени: Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом и другими. На выставке музей покажет эскизы декораций и костюмов для постановок российских и французских театров, а также для массовых зрелищ в Петрограде («Гимн освобожденному труду» и «Взятие Зимнего дворца»).


Третья часть выставки представит посетителям Анненкова-иллюстратора книг
и карикатуриста, главным выразительным средством которого стала линия. Художник иронично трактовал образы и мастерски пользовался приемами их обобщения, сводил
до минимума второстепенные детали и оставлял самую суть. Эта грань его таланта раскрылась благодаря Корнею Чуковскому, с которым художник был знаком с детских лет. Именно он познакомил Анненкова с Михаилом Корнфельдом, издателем популярного журнала «Сатирикон». Остроумные шаржи и карикатуры, напечатанные на страницах еженедельника, помогли художнику набрать популярность в художественных кругах. Широкое же признание пришло к Анненкову после публикации иллюстраций к поэме Александра Блока «Двенадцать», часть из которых войдет в экспозицию.

Выставка получила название «Юрий Анненков. Революция за дверью» по французскому переводу его автобиографической «Повести о пустяках». Ее заглавие точно отражает описываемые события, когда революция происходила буквально «здесь и сейчас», за дверью квартиры. Так и значительная часть произведений, представленных на выставке, была исполнена художником в революционные годы: в них отразилась энергия эпохи, стремительный слом старой парадигмы и активное формирование новой. Название выставки метафорично: покидая молодое советское государство летом 1924 года, Анненков оставил за условной «дверью» революцию и ее последствия.

2.png

Среди известных произведений, представленных на выставке: «Вид на Пантеон из Люксембургского сада» (Центр Помпиду), «Июнь. Лес» (Государственная Третьяковская галерея), «Портрет Федора Комиссаржевского» (ГМИИ им А.С. Пушкина), «Портрет неизвестной в зеленом на фоне Эйфелевой башни» (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера») и многие другие.

Каждый раздел дополнят интерактивные элементы: объемный макет, повторяющий сценографию самого известного спектакля художника «Газ», тактильные станции
по мотивам картин, мастерская художника-печатника, аудиозаписи сказок Корнея Чуковского в авторском исполнении, которые помогут лучше понять и прочувствовать выставку всем категориям посетителей, в том числе гостям с разными формами инвалидности. По документальным источникам будут воссозданы любимые ароматы Анны Ахматовой, Айседоры Дункан и других героев картин Юрия Анненкова. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включать в себя инклюзивные мероприятия.

Кроме иллюстрированного каталога Музей русского импрессионизма издаст первое фундаментальное исследование творчества Юрия Анненкова, написанное крупнейшим исследователем его художественного наследия Ириной Обуховой-Зелиньской.

Куратор выставки – Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Научный консультант – Анна Львовна Дьяконицына, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.

Поделиться
Комментировать