Ярославцы могут окунуться в старую Русь

В выставочном зале Союза художников открылась мемориальная выставка Наркиса Флоринского
Заходишь в зал - и окунаешься в другое время, в старую Русь, которая благоухает цветами, свежевыловленной рыбой и манит за собой в сказку-быль о русских селах и поселках, о деревянных домишках и монументальных крепостях.  

Художник Наркис Флоринский при жизни много путешествовал по Центральной России, любил бывать в Старой Ладоге. Из каждой поездки непременно привозил новые работы. Поэтому творческое наследие, часть которого представлена на выставке, конечно, впечатляет: тут и живопись маслом, и гравюры, и даже фотография. Плодотворно поработал мастер и в книжной графике, создав иллюстрации для более ста книг. А между тем, даже в школу одаренных детей его когда-то не приняли - посчитали переростком.

- Папа учился у мастеров в Третьяковке, - рассказывает его дочь Ирина. - Первый поход в Третьяковскую галерею он пытался осуществить в 12 лет, тайком от родителей. Насушил сухарей и пешком отправился в Москву. Запасы кончились уже у Красных Ткачей, пришлось вернуться домой. За этот поход получил от отца хорошую трепку. В 13 лет на товарном поезде добрался до Александрова и спрашивал у прохожих, как пройти в Третьяковку. Наконец-то его мечта сбылась. 

  • ЧТО: Мемориальная выставка Наркиса Флоринского. Живопись, графика.
  • ГДЕ: Центральный выставочный зал Ярославского союза художников, ул. Максимова, 15.
  • КОГДА: 18 ноября - 6 декабря, с 10.00 до 17.00, выходной - вторник.
  • ПОЧЕМ: Стоимость билета - 30 рублей.

КП-Ярославль

Родился Наркис Павлович 31 июля 1934 г. в г. Ярославле. С детства увлекался рисованием. Посещал детскую изостудию Б.И. Ефремова, которого считал первым своим учителем. Первый поход в Третьяковскую галерею пытался осуществить в 12 лет, тайком от родителей. Насушил сухарей и пешком отправился в Москву. Запасы кончились уже у Красных Ткачей, пришлось вернуться домой. За этот поход получил от отца хорошую трёпку. В 13 лет на товарном поезде добрался до Александрова и спрашивал у прохожих, как пройти в Третьяковку. Следующая попытка была более удачной. В Москве он ночевал на чердаке школы для одарённых детей. Наконец-то его мечта сбылась. Попав в Третьяковскую галерею утром, он до самого закрытия ходил по залам и любовался шедеврами.
Родители в конце концов смирились с его путешествиями в Москву. В школу для одаренных детей его не взяли из-за того, что он был к тому времени переростком. Вернувшись из Москвы, узнал, что экзамены в художественное училище уже закончились, но после показа преподавателям своих рисунков был принят без экзаменов. Очередным препятствием на пути к любимой профессии стала служба в армии, прервавшая учебу на три года. Но и эти годы благодаря неиссякаемой жажде творчества были плодотворными: он сделал множество армейских рисунков, печатался в журнале «Советский воин». Вернувшись из армии, закончил учебу, его дипломной работой в училище была тематическая композиция «Емельян Пугачев».
1959-1960 – учеба в Харьковском художественном институте. Параллельно с учебой Наркис пробовал себя в книжной графике. Средств на существование не хватало. В связи с преклонным возрастом родителей и болезнью мамы учебу пришлось оставить. Тогда же он увлекся и фотографией, в чешском журнале «Ревю художественной и прикладной фотографии» за 1963 год было опубликовано 9 его фоторабот. По просьбе главного редактора художник написал позднее опубликованную в журнале статью о взаимоотношении фотографии и графики.
1960 – активно работает в технике офорта и линогравюры. С этого времени активно сотрудничает с Верхневолжским книжным издательством, иллюстрирует книги ярославских писателей В. Московкина «Тугова гора», Ю. Бородкина «Кологривский волок», А. Коноплина «Время дождей». В его оформлении выходят книги и других писателей, он иллюстрирует и детские книжки.
1960, 1961 – встречи с известным художником-графиком В.А. Фаворским, посещение творческой мастерской мастера.
1964 – творческая поездка с писателями на Рыбинское море, где он создал замечательную серию линогравюр о рыбаках.
1965 – работа в Доме творчества им. Д. Кардовского.
1967 – завершает другую свою значительную работу – серию линогравюр «Ветлуга» и становится членом Союза художников СССР.
1969-1973 – творческое общение с керамистом-реставратором Алексеем Егоровым, увлеченное занятие керамикой.
1975 – творческая поездка с художниками по Вологодской и Костромской областям, по рекам Сухоне, Тотьме и др.
1976 – работа на творческой даче «Старая Ладога».
1978 – поездка в Прибалтику по Шишкинским местам, создание серий рисунков «Нарва», «Усть-Нарва», «Иван-город» (фломастер, цветные карандаши).
1980 – поездка в Узбекистан, выполнение творческого заказа для хлопкоочистительного комбината. Из этой поездки он привез множество живописных и графических работ (Ургенч, Хива и др.).
1978, 1981, 1985 – работа в Доме творчества «Челюскинская».
В начале 1980-х создал серию экслибрисов.
1985 – создание серии офортов.
1988-1990 – работа в Доме творчества «Академическая дача». Активная переписка с известным писателем В.П. Астафьевым. В личной библиотеке Н. Флоринского есть книга с автографом писателя.
Последняя персональная выставка состоялась в июне 1994 года.
Умер Н.П. Флоринский 21.06.1994 г. в Ярославле, похоронен на Леонтьевском кладбище.
Произведения художника находятся в музейных собраниях Ярославля и области, во многих российских и зарубежных (Япония, Англия, Франция, Германия, Финляндия, США и др.) частных коллекциях.

Поделиться
Комментировать