«Владей Кавказом!»

Выставка по итогам культурной городской программы «Владей Кавказом!» 11-го художественного симпозиума «Аланика» Северо-Кавказского филиала ГЦСИ во Владикавказе.

Открытие: 12.04.2018 в 19.00, пресс-показ 18.00
Даты проведения: 12.04.2018 - 20.05.2018
Место проведения: Государственный центр современного искусства
Адрес: Москва, Зоологическая ул., 13 стр. 2

Выставка «Владей Кавказом!» представляет широкой общественности уникальный опыт проведения 11-ого симпозиума «Аланика» во Владикавказе — рассказывает о результатах масштабного исследования города и художественной ситуации кавказского региона посредством практик современного искусства.


В течение месяца культурный десант программы «Владей Кавказом!», проводимой Северо-Кавказским филиалом ГЦСИ в составе ГМВЦ «РОСИЗО» — художники, композиторы, хореографы и перформеры работали с представителями разных городских сообществ — студентами Суворовского училища и детскими хоровыми коллективами, школьниками, пенсионерами и небезразличными горожанами, предлагая им возможность включиться в творческий процесс формулирования общих для города смыслов и взглянуть на привычную среду другими глазами.

Выставка знакомит зрителя с ключевыми работами проекта и документацией процесса, методами изучения города посредством актуальных художественных практик, а также художественной и культурно-исторической спецификой кавказского региона.

Катя Бочавар, куратор проекта:

«Симпозиум продвигает идею развития города через культурные проекты, объединяющий подход — исследование среды характерными для каждого художника средствами и стремление интегрировать произведения в городское пространство таким образом, чтобы заинтересовать местную аудиторию и повлиять на развитие культуры в городе и регионе в целом.

В постоянно меняющемся мире искусство тоже меняет свои формы: теперь оно служит не только украшению жизни и самовыражению — искусство становится мощным коммуникативным инструментом, языком, на котором могут общаться люди разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп и политических взглядов. Хотелось бы, чтоб фестивальное движение «Аланика» не замирало между ежегодными событиями, а было стимулом к творчеству и объединяло вокруг себя культурную общественность».

Большинство произведений создавались в жанре site-специфик, то есть подразумевали непосредственную работу с городским контекстом, а в их создании принимали участие художники местной сцены и горожане. Тем не менее, получившаяся выставка обладает самостоятельной ценностью, выходя далеко за рамки отчетной документации — она превращается в тотальную инсталляцию, звучащую и живую, в рамках которой некоторые работы трансформировались и приобрели совершенно новые формы.

Так, например, звуковая инсталляция «Маршрут» композитора Владимира Раннева переносит зрителя во владикавказский трамвай, следующий по своему обыденному маршруту: на отрезке от ДК Металлургов до входа в центральный парк города, все объявления и названия остановок воспроизводятся детьми из городских хоровых коллективов — они поют их на осетинском языке. На короткое время фестиваля композитор решил заменить сухие информационные сообщения на музыку, дать безликому информатору возможность обрести живой голос. В звуковом лабиринте неподалеку можно услышать музыкально-шумовую инсталляцию «Трансформация шума» Петра Айду: в ней многочисленные предметы, не являющиеся музыкальным инструментами и созданные руками владикавказцев становятся музыкой — звуками воды и леса, щелканьем цикад на рассвете и ветром, в котором трансформируется наше обыденное представление о музыке.

    

В создании вязанных «граффити» Ольги Божко приняли участие жители Осетии: напоминающие коврики и пледы ручной работы, традиционные по своей форме и технике, они нетрадиционны по содержанию: будучи размещенными в городе они обращают внимание на болевые точки городской среды, вступают в диалог с жителями, актуализируют связь времен и поколений. Привлечение к проекту рукодельниц разных возрастов, детей с ограниченными возможностями здоровья — важный момент контакта поколений и разных социальных групп: через понятное и знакомое ремесло участники проекта приобщаются к практике актуального искусства, знакомятся с ней, учатся с ней работать.

Работая с детьми из разных социальных групп, Вероника Георгиева переосмысляет злоупотребление социальными сетями, и как следствие, потерю общности и живых связей, атрофию вербальной коммуникации. Используя инструменты и механизмы все тех же социальных медиа, она создает групповой видеопортрет: дети фотографируют себя, своих близких, привычные сцены из жизни. Обработанные по специальной технологии, снимки становятся частью мультиэкранной видеоинсталляции: изображения наслаиваются друг на друга и зритель становится свидетелем постепенного перехода от фигуративного в абстрактное — символа процесса работы нашей Памяти, индивидуальной и коллективной. Художник фиксирует внимание на городе как живом, непрерывном во времени фоне происходящего, используя в том числе и архивные фотографии.

В день открытия состоится перформанс Натальи Пшеничниковой «Голос. Колодец воспоминаний». Композитора, работающего в направлении new сontemporary music, интересуют взаимоотношения человека и его памяти, связь со звуками и песнями, которые вплетены в его жизнь, начиная с самого рождения, своеобразной «базой данных» коллективной памяти. В основе перформанса лежит документальный материал: интервью с местными жительницами, записи их песен и воспоминаний. Сэмплированные и связанные в единую композицию, они будут воспроизведены с добавлением живого исполнения — звукового комментария.

Прямо посреди выставочного проекта развернется «Зинфест» под кураторством Саши Маршани. Проект призван познакомить с малотиражной литературой, авторской книгой и так называемой книгой художника. Именно независимые издательства и печатные инициативы становятся сегодня платформой, где пробуют силы молодые художники, фотографы, дизайнеры и литераторы. В цифровую эпоху мы имеем все больше возможностей стать не только потребителями, но и созидателями — посетители выставки обязательно получат эту возможность.

Выставка «Владей Кавказом!» будет сопровождаться обширной программой, которая поможет передать недавно пережитый художественный опыт. Так, в рамках выставки состоится, фестиваль таперского искусства «Не стреляйте в пианиста!», в ходе которого публика получит редкую возможность увидеть, как работает аутентичный 35-тимиллиметровый проектор, и услышать рассказ о редком искусстве тапирования — способностью импровизировать, сопровождая игрой на рояле действие фильма. Фильмы будут демонстрироваться именно так, как это происходило 100 лет тому назад — под аккомпанемент рояля джазового пианиста из Владикавказа Н.А. Кабуева и треск кинопроектора. Радиомост с Центральным музеем связи А.С. Попова представит беспрецедентный опыт программы «Владей Кавказом!» по созданию уникальных радиоэфиров для городского радио Владикавказа, а также станет самостоятельным событием. В ходе радиомоста вновь состоятся беседы об искусстве, прозвучат выступления актуальных композиторов и музыкантов, лекции и радиопостановки.

Северо-Кавказский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО открылся в 2010 году.

Представляя собой единственную государственную институцию в Северо-Кавказском регионе, непосредственно работающую в пространстве современной культуры, Северо-Кавказский филиал ГЦСИ является общей платформой, которая позволяет Северному Кавказу быть полноценной частью современного общероссийского и мирового художественного контекста.

Динамичная выставочная деятельность филиала в традиционных и инновационных видах искусства позволяет последовательно продвигать теорию и практику новых технологий в современном визуальной культуре Северного Кавказа.

 О региональной дирекции ГЦСИ

Региональная дирекция реализует выставочные, издательские и просветительские проекты, направленные на выстраивание горизонтальных связей внутри сети филиалов ГЦСИ, развитие коммуникации между регионами, консолидацию опыта и интеграцию локального современного искусства в мировой контекст. C периодичностью раз в два месяца в ГЦСИ на Зоологической 13 будет открываться проект одного из филиалов сети, ставший наиболее ярким событием культурной жизни региона. Руководитель дирекции регионального развития ГЦСИ в составе РОСИЗО является Алиса Прудникова.

Поделиться
Комментировать