В Ярославле открылась выставка музея западноевропейского искусства

Сакральные смыслы средневековой живописи.
Как европейцы представляли мир, какие тайные знаки и явные символы изображали живописцы Северного Возрождения. На эти вопросы отвечает новая выставка музея западноевропейского искусства. Первая в Ярославле.
 
Весь мир для людей средневековья был воплощением божественного или, наоборот, демонического начала. Картины они читали словно книги, ничего лишнего, все работает на замысел автора. Потому такое пристальное внимание деталям. Как на этой работе 16-го века из Франкфурта.
 
Дарья Большакова, научный сотрудник Ярославского художественного музея: «Рядом с Девой Марией изображена лилия. Это традиционный цветок Богоматери, цветок с дивным ароматом. Белый, светлый, это символ чистоты и невинности. На работах фламандских художников впервые появляется ирис, как абсолютный синоним лилии.»
 
Пречистую Деву окружают и другие растения. Аквилегия или водосбор, формой напоминающая летящего голубя, символизирует присутствие святого духа. Чертополох напоминает о грядущих страстях Христовых.
 
Дарья Большакова, научный сотрудник Ярославского художественного музея: «На работе, написанной в окружении знаменитого нидерландского художника Йосе Ван Клеве Мадонна с младенцем, соединяются две темы. Это темы радости материнства и тема предчувствия будущего. Спящий младенец на груди у матери держит в руках яблоко. Это символ первородного греха. И данном случае Дева Мария выступает как вторая Ева, женщина,которая этот грех искупила.»
 
Натюрморт на первом плане несет значительную нагрузку. Сосуд, наполненный кровью, это символ евхаристии и Мадонны, выносившей Спасителя. Разрезанный апельсин говорит о райском плоде и христианской любви. Скорлупа расколотого ореха в Северном Возрождении трактуется как древо креста, а зеленое ядро- человеческая природа Иисуса.
 
Дарья Большакова, научный сотрудник Ярославского художественного музея: «Очень популярны были в 16-м и в 17-м веке были сцены адские. Как это странно не звучит. Повесить у себя дома ад и рассматривать его. Такое развлечение. И от этого символика адских пейзажей, исполненных в духе Босха, она особенно разнообразна.»
 
Тут, как говорится, все зависит от контекста. На работе из окружения нидерландского мастера Яна Мандейма сухая скорлупа и деревья символы бездушия. Грешники соседствуют с обитателями ада, замысловатыми монстрами. Иногда художники любили рисовать некие сущности, которых нашим современникам даже трудно идентифицировать. Здесь и любимая Босхом сова, найти ее трудно, птица мудрости в данном случае символизирует смерть. Словом, картины выставки "От поздней готики до барокко" как ныне модный квест, все имеет значение, каждое полотно как космос смыслов и символов.
 

Поделиться
Комментировать