Творческая встреча с Игорем Иогансоном

14 января в 17.00 в выставочном зале отдела древнерусской литературы состоится творческая встреча с московским скульптором, художником и литератором Игорем Иогансоном. Выставка его работ продолжает линию показа творчества современных российских художников, работающих с тематикой литературы, книжности, текста, слова, в музейном контексте.

Автор выставки — личность для российского художественного пространства уникальная. Уникальность эта проявлена в насыщенности и неожиданных поворотах его творческой биографии. Иогансон — представитель известной советской художественной династии. Его дед Борис Иогансон, президент Академии художеств СССР, написал знаменитую картину «Допрос коммунистов», а отец придумал этикетку водки «Столичная». Игорь Иогансон — мэтр советской скульпторы, автор многочисленных мемориалов и памятников. В начале 1990-х годов он обращается к концептуальному искусству и литературе. С этого времени начинается плодотворное сотрудничество с перформером и видеохудожником Мариной Перчихиной («Мышь»). Совместно они открывают галерею «Спайдермаус» в мастерской Иогансона в подвале дома на Ленинградском проспекте. Это некоммерческое арт-пространство активно функционирует с 1994 года. В это же время у Иогансона появляется активный интерес к литературе, реализованный не только в собственно поэтических и прозаических текстах, но и в визуальной поэзии и в визуальной книге в целом.
В фокусе экспозиции — сопряжение текста и визуального искусства, стержневое для творчества Игоря Иогансона двух последних десятилетий. На выставке представлены авторские малотиражные книги, в которых Игорь Иогансон выступает не только в роли литератора и иллюстратора, но и печатника, брошюровщика, переплётчика, издателя. Бессменный дизайнер этих изданий, число которых уже перевалило за 70, — Марина Перчихина. Давшая название выставке книга «Рефрены и отголоски», вышедшая коллекционным тиражом 100 именных и 200 нумерованных экземпляров в 2007 году, — это сборник поэтических двустрочий:
Подул ветерок,
и его все жалеют, беднягу.
Подул ветерок.
Паруса не надулись. Век пара.
Подул ветерок.
Это все. Жалоб нету. Он южный.
Двустрочия из серии «Подул ветерок» овеществлены в одноименной книге-объекте. В этом жанре, ставшем уже классикой искусства XX века, Игорь Иогансон реализует синтез литературы и визуального искусства не просто наглядно, но тактильно, порой в техниках традиционной скульптуры. Серия «Скрижали» — это строки его же стихотворений, отлитые в гипсовых барельефах, «Зеркало любви» — планшеты с уникальными ксероксами. Дополняют и расширяют экспозицию деревянные скульптуры из серий «Аллея ангелоидов» и «Гости», установленные на занесенном снегом газоне перед входом в зал. Фигуры ангелоидов из досок с крыльями из дранки были показаны в 2007 в Московском музее современного искусства в рамках проекта «Новый ангеларий». Специально для Ярославского музея-заповедника были созданы два новых объекта из этой серии.
Рефрены и отголоски различных художественных явлений, их ироническое переосмысление — это ключевое не только для произведений Игоря Иогансона, но и для всей художественной культуры эпохи постмодерна понятие. По словам Н. Е. Прянишникова, эксперта по музейному проектированию, «работы художника Иогансона не иллюстрируют слово, но со словом играют и поэтому более созвучны Слову и экспозиции о нём, нежели простые „разжевывающие“ иллюстрации».

YarLand

Поделиться
Комментировать