«Святослав Рихтер. Театральный роман»

Открытие: 27 октября, 17:00
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера,

ул. Большая Бронная 2/6, кв. 58
Даты проведения: 28 октября 2022 – 12 февраля 2023
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Святослав Рихтер. Театральный роман». В Мемориальной квартире С.Т. Рихтера собраны экспонаты, связанные с легендарными спектаклями великих режиссеров (Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко, Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова, Юрия Завадского и Бориса Покровского), документы, запечатлевшие встречи музыканта с актерами и незабываемые вечера в его доме. В состав выставки вошли произведения и архивные материалы из собраний ГМИИ, музеев Большого театра и МХАТ, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Российского национального музея музыки, Государственного литературного музея, Российского государственного архива литературы и искусства. Дополняют экспозицию два фильма, созданные на основе редкой кинохроники из Российского государственного архива кинофотодокументов.



 Святослав Рихтер с детства любил театр и всю жизнь был ярким примером homo ludens – «человека играющего». Это проявлялось не только в игре на рояле, но прежде всего в атмосфере театральности, которой была пронизана повседневная жизнь артиста. Приобщение к миру театра началось с домашних спектаклей в Житомире и Одессе, затем последовал «культурный шок» от посещения оперы, а в 1924 году воображение мальчика поразил искрометный «Ревизор», показанный в Одессе молодыми артистами Малого театра. После этого Рихтер написал собственную пьесу «Дора», поставленную юным автором, членами его семьи и друзьями дома в 1925 году.

 Выбор театров, спектаклей, а также «персонажей», которых представят экспонаты выставки, продиктован воспоминаниями Рихтера. Начинается «театральный роман» с разделов, посвященных дерзким интерпретациям классики в спектаклях Мейерхольда «Доходное место» (1923) и «Ревизор» (1926). Рихтер видел «Доходное место», в котором блистала Мария Бабанова. Здесь же собраны материалы, связанные с эксцентричной и единственной у Мейерхольда постановкой трех водевилей А.П. Чехова в спектакле «33 обморока». Далее следуют два знаковых спектакля: «Дама с камелиями» (1934) и «Мадам Бовари» (1940) – приношения режиссеров Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова своим музам – Зинаиде Райх и Алисе Коонен.

 Рихтер вспоминал «Даму с камелиями», в которой играла Зинаида Райх: «Абсолютно сошла с картины Ренуара. Она не была такая уж талантливая, но что он [т.е. Мейерхольд] с ней сделал – он сделал ее очаровательной! На сцене не декорации, а все предметы – настоящие. Потом первый ее вечер, полусвет, горели только свечи, вы слышали разговор, не слышали даже, кто говорит, – было сделано с настроением».

 МХАТ на долгие годы стал любимым театром Святослава Теофиловича. В Столовой оживают персонажи спектаклей, ставших для Рихтера источником сильных художественных впечатлений, – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927), «Любовь Яровая» (1936), «Три сестры» (1940), а также «Дни Турбиных» (1926). Рядом с эскизами расположены редкие фотографии и письма – свидетельства дружбы с «легендами старого МХАТа». Еще в консерваторские годы Рихтер подружился с Ольгой Книппер-Чеховой, бывал у нее на даче в Гурзуфе, встречал вместе с ней Новый год. Другая любимая актриса – Ольга Андровская, непревзойденная Сюзанна и леди Тизл. Нежная дружба связывала Рихтера с Софьей Пилявской (для близких — Зосей) и вдовой Михаила Булгакова Еленой Булгаковой (Маргаритой), которая не только участвовала во всех театральных и музыкальных проектах Рихтера, но помогала также разбирать архив музыканта. На выставке можно увидеть редкие документы: совместные фотографии, а также письма «Маргариты».

 С 1950-х годов в жизни Рихтера появился Театр имени Моссовета, режиссер Юрий Завадский и целая плеяда актеров, среди которых были Ростислав Плятт, Леонид Броневой и Фаина Раневская. О взаимном восхищении говорят редкие предметы. Например, фото Раневской с дарственной: «Моему Божеству Рихтеру. Коленопреклоненная Раневская. 1982», или трогательная запись на визитной карточке пианиста: «Эта карточка великого музыканта была мне послана с огромным букетом красных роз после спектакля. Москва. 80 г.».

 Из музыкальных театров Рихтер отдавал предпочтение московскому Камерному музыкальному театру под художественным руководством Бориса Покровского, чей режиссерский талант высоко ценил. В Зале представлены эскизы костюмов и декораций к трем оперным спектаклям, каждый из которых стал открытием: «Нос» Дмитрия Шостаковича (1974), «Игрок» Сергея Прокофьева (1974) и «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена (1965). Борис Покровский был частым гостем на Б. Бронной, именно его Рихтер пригласил в качестве «эксперта» на постановку оперы Бриттена «Поворот винта» в рамках фестиваля «Декабрьские вечера» (1984).

 Последний раздел выставки, размещенный в Кабинете пианиста, рассказывает о домашнем театре, веселых балах и маскарадах, собиравших по воле хозяина вместе знаменитых актеров, музыкантов, художников и друзей дома. Один из «старейшин», мастер художественного слова Дмитрий Журавлёв вспоминал о маскараде 1960 года в Брюсовом переулке: «Маскарад “набирал силу…” И вдруг в дверях появилась пара: дама в пышном сером кринолине, длинных до локтя перчатках, со стеком в руке и элегантный мужчина небольшого роста в безукоризненном фраке, белых перчатках. Оба в цилиндрах и масках. Это было по-настоящему таинственно. Кто они? Долго никто не мог распознать в этой паре Елену Сергеевну Булгакову и Фёдора Николаевича Михальского».

 Тогда же решили отпраздновать возвращение Рихтера с гастролей по Америке домашним спектаклем по пьесе Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец». По желанию Рихтера спектакль несколько раз потом повторяли. Помимо Мольера были поставлены пьесы Эдварда Олби, мистерия «Действо о Теофиле» в переводе Александра Блока, радиопьеса Фридриха Дюрренматта «Авария». В Кабинете можно увидеть рукописные программки спектаклей. Здесь же лежат фотографии знаменитого «Бала Глори», состоявшегося на Б. Бронной осенью 1978 года и подробно описанного в книге Валентины Чемберджи.

 На выставке представлены эскизы костюмов и декораций к спектаклям Ильи Шлепянова, Всеволода Шестакова, Ивана (Иоганнеса) Лейстикова, Владимира Дмитриева, Петра Вильямса, Николая Акимова, Николая Ульянова, Валерия Левенталя, Николая Бенуа, скульптурные портреты и рисованные шаржи известных художников – современников Святослава Рихтера, редкие мемориальные предметы из личных архивов, а также письма, музыкальные рукописи и уникальные фотографии артистов с дарственными пианисту.
Поделиться
Комментировать