Музейная история. Март 1948

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает цикл выставок редко экспонируемых произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из своего собрания. Новый проект посвящен истории поступления в ГМИИ им. А.С. Пушкина фондов расформированного в марте 1948 года Государственного музея нового западного искусства. Некоторые экспонаты выставляются для широкой публики впервые.



Государственный музей нового западного искусства возник на базе национализированных в 1918 году знаменитых московских коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. За годы своего существования ГМНЗИ активно занимался пополнением фондов произведениями художников нового и новейшего времени.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 марта 1948 года ГМНЗИ, обвиненный в том, что содержит в своем собрании «преимущественно безыдейные, антинародные, формалистические произведения западноевропейского буржуазного искусства», был закрыт. Наиболее ценные произведения из ГМНЗИ должны были быть переданы ГМИИ им. А.С. Пушкина и другим художественным музеям.



В состав Пушкинского музея вошло 5407 памятников: все графическое собрание, живопись, большая часть скульптурной коллекции, предметы декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в ГМИИ им. А.С. Пушкина были переданы архив, библиотека и отдел репродукций ГМНЗИ.

Сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина во главе с директором Сергеем Меркуровым, преодолевая давление Комитета по делам искусств, попытались подготовить экспозицию с новым материалом. Это было достаточно смелым шагом, учитывая «формалистическое клеймо» на собрании ликвидированного музея.

Впервые произведения импрессионистов стали доступны для публики на постоянной экспозиции Пушкинского музея, открытой 25 декабря 1953 года. Год от года ГМИИ им. А.С. Пушкина расширял экспозицию произведений художников нового и новейшего времени, они регулярно демонстрировались на зарубежных выставках, что способствовало росту мировой известности этого уникального собрания.



На выставке «Музейная история. Март 1948» посетители увидят датский фарфор из коллекции Ильи Остроухова, а также скульптурные произведения таких мастеров конца XIX — первой половины XX века, как Аристид Майоль, Карл Миллес, Константин Менье, Эдвард Виттиг и Отто Беренс. Центральный экспонат — портрет Лидии Делекторской работы Анри Матисса. Художник подарил рисунок ГМНЗИ в 1946 году.
Поделиться
Комментировать