«И.З. классики»

22 мая в 16.00 в выставочном зале отдела древнерусской литературы открывается выставка Ирины Затуловской «И.З. Классики. Портреты русских поэтов и писателей в живописных объектах».

Об этом сообщили ЯРНОВОСТЯМ в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.


22 мая в 17.00 в зале «Классика» состоится творческая встреча с автором Ириной Затуловской
Выставка дает ярославскому зрителю две уникальные возможности. Во-первых - познакомиться с творчеством известной московской художницы, особым явлением в современном российском искусстве. Во-вторых – по-новому взглянуть на хрестоматийные образы русских литераторов.
Автор выставки известна как самобытный мастер, говорящий на актуальном художественном языке и при этом выбравший в искусстве свой собственный, отдельный от других, путь. И дать однозначное определение этому вектору практически невозможно, невозможно четко встроить его в контекст традиционного либо актуального искусства. Закончив в 1976 году Московский полиграфический институт, Ирина Затуловская вскоре отказалась от пройденной в юности школы фактурной живописи «фальковской» традиции и обратилась к работе с цветом в самом прямом понимании. Художница - лауреат премии «Мастер» 2004 года – работает не только как живописец, но и как график, иллюстратор книг, автор проекта часовни. И во всех этих ипостасях она придерживается интуитивного подхода.
Живописную манеру Ирины Затуловской называют «неопримитивизмом». В ее творчестве действительно можно найти отсылки к традициям народного искусства, иконы, авангарда, к детским рисункам. “Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде – берет железку и почти ничего в нее не добавляет, возьмет две красочки, чуть-чуть помажет, и вот он, художественный образ... У нее ясное детское зрение на мир сохранилось, вернее, восстановилось. Нет никакого обмана”, - пишет об Ирине Затуловской священник Дмитрий Смирнов. Работы Затуловской – не картины, а именно живописные объекты. Использование бросовых, отживших свою жизнь, но насыщенных «культурной памятью» материалов стало ее фирменным приемом. Фактура и форма куска фанеры или кровельного железа сплавляется с аскетичными мазками краски нескольких цветов в единое целое. В результате появляются хрупкие, эфемерные и щемящие в своей подлинности образы.
Серия «И.З. КЛАССИКИ» была начата в 1998 году с портрета Николая Гоголя и показана всего лишь один раз – в московском Музее архитектуры в 2006 году. Выставка в Ярославском музее-заповеднике – это около 20 портретов русских писателей и поэтов. Каждый классик обрел свой фон. Например, Достоевский помещен в деревянный киот, Хармс изображен на шахматной доске, Цветаева – на дверной филенке. По словам куратора Георгия Никича, «звездное небо» классики перестает быть стереотипом и банальностью, перечень имен превращается в пространство, до сих пор оказывается удивительным «нравственный закон внутри нас».
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать