Фотовыставка «Алтай. По маршруту экспедиции Н.К. Рериха»

«Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?»
Н.К. Рерих (1874-1847),
русский художник, философ,
путешественник, общественный деятель
Алтай – живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой песков, полей, трав. Туманы его – прозрачные мысли, бегут во все страны мира… Озера – его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор.
Г.И. Чорос-Гуркин (1870-1937),
 алтайский художник

Центрально-Азиатская экспедиция академика Николая Константиновича Рериха проходила с 1923 по 1928 годы и стала одной из крупнейших в XX-м столетии. Ее путь прошел через Индию, Китай, Монголию, Алтай, Тибет. Часть маршрута пролегала по России, в частности, по Алтаю. В ее ходе проведены исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., найдены редчайшие манускрипты; собраны богатейшие лингвистические материалы; особое внимание было уделено проблеме исторического единства культур разных народов. 
Во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи прошли около 25 тысяч километров, пересекли две пустыни, преодолели 35 горных перевалов,  многие из которых путешественники впервые нанесли на карту. Итогом экспедиции стало основание в Индии уникального научного учреждения – Международного института Гималайских исследований «Урусвати» (санскр. «Свет утренней звезды»). Актуальность открытий Центрально-Азиатской экспедиции, которая имеет огромное эволюционное значение, со временем возрастает. 
Пребывание экспедиции на Алтае в 1926 году стало вехой в научном изучении региона и его дальнейшем культурном развитии. Около месяца участники экспедиции провели в Уймонской долине. Они собирали минералы, изучали целебные травы, обследовали древние курганы и наскальные рисунки. Николая Рериха интересовали истоки национальной культуры – уклад и искусство старорусской жизни, древнеславянские предания, которые сохранились в среде староверов, живших здесь с XVIII века. 
Алтай — жемчужина Сибири и всей Азии. По одной из версий  название «Алтай», дошедшее до нас из древности, происходит от тюркского слова «алтан», что означает «золотой». Это чудесная горная страна, полная прекрасных лесов, белоснежных хребтов, округлых сопок, зубчатых утесов, неповторимого коврового разнотравья, хрустальных ручьев, бирюзовых озер-блюдечек, шумных водопадов и быстрых гремящих рек. 
Внимание художника неизменно приковывали Белуха и легенды, связанные с нею. В них сквозило что-то недосказанное и cокровенное. Отзвуки необычных событий, намеки на великих странников, неожиданно являвшихся людям, слухи о тайных местах в горах и, наконец, рассказы о чудесной стране Беловодье – все это сплеталось в причудливые узоры народной фантазии и полузабытой реальности. 
Наряду с научными исследованиями Н.К.Рерих создал целый ряд картин так называемого алтайского цикла. На своих этюдах и картинах художник изобразил высочайшую вершину Сибири и Дальнего Востока – священную Белуху. Н.К. Рерих высоко оценивал Алтай. Он писал: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию…»
Спустя пятьдесят лет маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции прошла Людмила Васильевна Шапошникова – известный востоковед, генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха, первый вице-президент Международного Центра Рерихов, президент Благотворительного фонда им. Е.И.Рерих, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского и Российской экологической академии. Результаты ее исследований изложены в книге «От Алтая до Гималаев» и трилогии «Великое путешествие». Людмила Васильевна так оценивает значение Центрально-Азиатской экспедиции: 
«Многие культурно-исторические вехи, поставленные Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции и после, являлись сами по себе открытиями. Каждая из них несла и несет в себе большие возможности глубинных научных исследований, связанных с изучением Времени, Пространства и Человека. Диалектический метод, которым пользовался Рерих как историк, его прогрессивные устремления позволяют нам считать его одним из крупнейших мыслителей и ученых нашего века». 
В 60-80-е годы XX века альпинисты, отдавая дань памяти членам всемирно известной семьи Рерихов, назвали в их честь покоренные горные вершины, находящиеся недалеко от Белухи. В 1963 году красивый пирамидальный пик был посвящен Николаю Константиновичу Рериху, в 1978 году изящный двойной пик получил название «Урусвати» в честь Елены Ивановны Рерих,  две вершины в 1981 и 1983 годах были названы  в честь их сыновей – пик Юрия Рериха и пик Святослава Рериха.
Автор  выставки «Алтай. По маршруту академика Н.К. Рериха» – Сергей Скородумов, председатель Ярославского Рериховского Общества «Орион». Выставка стала результатом посещения автором  Горного Алтая, нескольких  путешествий  по алтайскому маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха и Л.В. Шапошниковой, а также восхождений на горные пики. 
Фотовыставка посвящается Году экологии в России.






Поделиться
Комментировать