«О, верхней Волги города!» (часть вторая)

Ярославия – важнейший пазл истории и культуры средневековой Руси. Это территория многонаселённая и обжитая ещё с древности. Давайте посмотрим, как всё это отражено в новой книге издательства «Медиарост» «Ярославский край: города, деревни, сёла».

«Я знаю вас не понаслышке,
О, верхней Волги города!»

Михаил Кузмин

pgqfTg-t8Qc.jpg

Главной улицей Тутаева, который назывался до революции Романов-Борисоглебск, является река Волга. Городок стоит на обоих её берегах. Собственно, одна часть — Романов, другая — Борисоглебск, а объединились они в 1822 году. «Городом вне времени» прозвали его. Судьба Романова-Борисоглебска непроста: он разорялся поляками, помнит многие другие бедствия – масштабы российской истории не всем по размеру. Однако же город прославился своими ярмарками, удобным для торговли расположением, знаменитым «романовским письмом», судами-«романовками», наконец, романовской породой овец, о которой уж точно все слышали хоть краем уха. Романовская порода уникальна по лёгкости, прочности и красоте овчины. Здесь останавливаются теплоходы с туристами; те наслаждаются дивными видами волжских берегов, осматривают местные достопримечательности, напитываются провинциальной патриархальностью. 

DE.jpg
Тутаева (Романов-Борисоглебск)

Уникальны и удивительны здешние храмы. А вообще с Романовом-Борисоглебском связано имя одного из самых праздничных русских художников – Бориса Кустодиева. Он запечатлел на своих картинах простор и пестроту ярмарочных гуляний, прелесть пышнотелых русских Венер и стал для города тем же, чем стал Левитан для Плёса: гением места. Волжскую набережную тут так и называют – Кустодиевский бульвар. Многие считают туристский потенциал Тутаева недооценённым и сравнивают его с нераскрытым бутоном, обещающим пышное и обильное цветение. Для этого городу нужен лишь умелый садовник.

Oz7Y.jpg
 Кустодиевский бульвар (Романов-Борисоглебск)

Из Тутаева рукой подать до Рыбинска – второго по величине города Ярославии. Он расположен в самой северной точке Волги – торговый, купеческий, промышленный, деловой, дитя XIX и XX веков. Хотя в 2021 году Рыбинск внезапно отпраздновал 950-летний юбилей: непростой вопрос возраста был решён в пользу старины. Теперь считается, и это доказано археологическими находками, что древнее левобережное поселение Усть-Шексна – «предок» Рыбной слободы (впоследствии получившей статус города). А к середине XVIII века Рыбная слобода стала вторым после Санкт-Петербурга речным портом северо-запада России. Жизнь здесь кипела, бурлила, била ключом. В это время происходит основная застройка города (идеально ровная, в стиле безупречного классицизма), причём некоторые дома спроектированы были самим Карлом Росси, осуществлявшим архитектурный надзор. Кстати говоря, исторический центр прекрасно сохранился до наших дней. И если Ярославль связан духовным родством с Москвой, то Рыбинск всегда тяготел к Санкт-Петербургу…

zzB0.jpg
Борис Кустодиев. Прогулка на Волге. 1909 год

При Екатерине II, в 1777 году, Рыбная слобода получила статус города. После строительства Тихвинской и Мариинской водных систем значение Рыбинска возросло. Его называли «бурлацкой столицей». Волгу от берега до берега заполняли баржи с товарами. Бурлацкие «ряды» — своего рода базары бурлаков – начинались с ранней весны. В город с населением около 7 тысяч во время бурлацких базаров стекалось до 130 тыс. человек, готовых тянуть суда с товаром! Эра бурлаков закончилась, когда на Волге появились пароходы. В 1868—1870 гг. была построена Рыбинско-Бологовская железная дорога, напрямую связавшая город со столицей и принесшая ему ещё больше бенефиций. К началу XX века Рыбинская хлебная биржа стала одной из самых авторитетных коммерческих организаций империи. Крупнейшие коммерческие банки открывали в Рыбинске свои представительства. Многие рыбинские купцы и купеческие династии получили признание по всей стране и на международных торговых площадках: Журавлёв, Галунов, Калашников, Дурдин, Аксёнов…

hSQ.jpg
Рыбинск

Рыбинск считали самым веротерпимым в губернии: здесь мирно соседствовали старообрядческий молельный дом, евангельско-лютеранская кирха, синагога, костёл… Жаль, что большинство православных храмов не сохранились до наших дней. Новый, ХХ-й (теперь уже прошлый) век принёс немало нового, прежде всего мощное развитие промышленности в ходе индустриализации. Город превратился в машиностроительный, моторостроительный, чуть позже – приборостроительный. Волгострой и Волголаг – эти два явления связаны неразрывно, из их суммы появились Рыбинское водохранилище и ГЭС, которая дала ток Москве в страшном 1941-м. На рыбинских моторах в годы Великой Отечественной летала большая часть советских самолётов, так что своим вкладом в Победу жители могут гордиться. Недавно город получил ещё и звание города трудовой доблести. Распад СССР больно ударил по экономике города, но Рыбинск остаётся крупным промышленным центром, в последние годы активно развивая туризм и создавая собственные туристические бренды.

    6441104868.jpg

Следующий герой нашего обзора подтверждает максиму о том, что каждый населённый пункт Ярославской области имеет своё лицо. Крохотный городок Мышкин подобен художественной миниатюре, его прозвали «музеем под открытым небом». А ещё – городом классической русской провинции. Чем же он так обаятелен? Изначально жители села Мышкино кормились от матушки Волги, которая в этом месте проявила крутой нрав: мели, гряды, перекаты. Без лоцмана-проводника — никак, и речная профессия пользовалась спросом, а мышкинские лоцманы рождались с компасом внутри. Доведя суда с товаром до Петербурга, «речные проводники» нередко там и оставались, а в родной город возвращались уже солидными купцами, прочно встав на ноги. Уютный, милый, домовитый, хлебосольный, патриархальный, Мышкин с течением лет, однако, оказался в стороне от торговых путей, да и железную дорогу проложили не близко — через Рыбинск. Что ж, и в этом есть своя прелесть: к концу XIX века Мышкин превратился в тихий дачный городок, сочетавший покой с комфортом. После строительства Рыбинского водохранилища он стал ещё меньше, лишившись части прибрежных улиц. Сохранению и возрождению мышкинского наследия помог Российский фонд культуры, возглавляемый академиком Д. С. Лихачёвым. С 1988 года Мышкин получил статус заповедной территории как единый исторически-градостроительный и архитектурный комплекс. Волга – это фон, на котором разворачивается вся история Мышкина. Местные жители выстроили биографию родного города буквально по крупицам, и запасливы они подобно, вот именно, мышам. Это люди, влюблённые в свой город, и всем им свойственна особая творческая жилка. Не забудем тут и В. А. Гречухина, человека-искателя, человека-легенду, «пересобравшего» образ Мышкина, где сейчас благополучно функционируют целых 20 музеев и музейчиков. Теперь это туристический центр, известный в масштабах всей страны, здесь останавливаются даже огромные круизные суда.

    8Vg.jpg
Борисоглебский монастырь (пос. Борисоглебский)

И вот, наконец, мы попадаем в Углич — самый западный город области. И один из самых притягательных для туристов. По поводу названия существуют разные версии; по одной из версий, оно восходит к слову «угол» — Волга в этом месте образует угол. Любой человек, немного знающий историю, помнит Углич как место гибели юного царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, то ли зарезанного, то ли упавшего на свой нож во время игры. Тогда дело кончилось восстанием и новой кровью. Пострадал город и от Смуты: в 1613 году он почти опустел – храмы были заброшены, дома разрушены, люди – кто убит, кто бежал… Первый из Романовых, Михаил Фёдорович, переселил сюда 5 тыс. человек. Но уже к середине XVII века Углич отстроился и восстановил своё значение в качестве крупного центра ремесла и торговли. В XVIII веке благодаря Вышневолоцкой водной системе город наладил сообщение с Санкт-Петербургом, куда пошли товары через Углич. Правда, две новые водные системы, Мариинская и Тихвинская, появившиеся в начале XIX века, перетянули на себя потоки грузов, и Углич начал терять экономический вес. И с железной дорогой не повезло. Ну а после революции здесь снова потекли реки крови, теперь уже пролитой большевиками. В советские времена Углич славился часовым заводом «Чайка», наручные часы производства которого носили многие ярославны, и своими маслами и сырами, на тему которых здесь даже создали целый НИИ.

Распад СССР не очень сильно ударил по Угличу, потому что на тот момент город уже активно и успешно включился в туризм. И то сказать – Углич прекрасен, особенно для гостей, прибывающих сюда по воде, когда перед взором открывается сказочная панорама всего берега со стройным архитектурным ансамблем, который стал лицом города. Тишина, уютные улочки, великая история, многочисленные легенды и богатое историческое прошлое.

Кроме городов, в Ярославской области имеются и посёлки, и сёла, которые сумели так или иначе сделаться яркими маячками на туристических картах: Вятское, Борок, Великое, Брейтово...

6441104861.jpg
Село Великое

Прекрасные оригинальные фотографии дают тексту воздух и объём. Их можно рассматривать долго и по отдельности.

Авторы книги рассказывают о городах и весях — и словно бы всматриваются в дали российской истории, точно так же, как Илья Муромец на картине Васнецова: из-под руки, с пристальным, бережным вниманием. Книга рассчитана на читательскую аудиторию, которой интересна Россия старинная и современная, которой дорога вдумчивая, размеренная нестоличная жизнь. Читателям близки слова академика Лихачёва: «Россия возродится провинцией».

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»