«Вишневый сад» Российского государственного института сценических искусств

Выпускники Российского государственного института сценических искусств в рамках XIII Всероссийского молодежного фестиваля «Будущее театральной России» представили постановку «Вишневый сад» по пьесе А. Чехова. Художественный руководитель курса и режиссер – Андрей Толшин.


По моим ощущениям, из того, что я смогла посмотреть в рамках фестиваля, эта постановка наиболее приближена к «традиционному театру». Я не заметила в концепции спектакля ярких элементов современности.

Пьеса была написана в 1903 году и для А. П. Чехова является автобиографичной: автор – выходец и обеспеченной семьи, которая обеднела. Семейное имущество продали за долги. Тема пьесы довольно точно раскрыта изнутри. Чехов глубоко переживал ситуацию, тем не менее, пьесу свою он отнес к жанру комедии. Он взглянул на произошедшее философски, ему удалось принять нежизнеспособность дворянского сословия в условиях отмены крепостного права. Эксперты творчества А. П. Чехова, и К. С. Станиславский в частности, относят «Вишневый сад» к трагедии.


На сцене мы видим столкновение «нового» и «старого» миров, и каждый из них имеет недостатки. Любовь Андреевна Раневская, помещица, возвращается из-за границы в родовое имение, которое вот-вот продадут за долги. В имении служит экономкой Варя – ее приемная дочь, практичная девушка, она, очевидно, ожидает от Раневской действий в попытке сохранить владение имением в семье. Раневская – собирательный образ аристократии того времени: А. Чехов показывает дворян неспособными работать, пафосными зеваками, живущими за чужой счет (Раневская занимает золотой у слуги Фирса). Раневская сорит деньгами, зная, что Варя экономит на продуктах для прислуги, что фактически семья погрязла в долгах и вскоре окажется на улице. Посредством образа балов с нанятыми музыкантами, которым нечем платить, А. Чехов показывает нам не только нежизнеспособность дворян, но и их поверхностные эмоции: Раневская говорит о чувствах к вишневому саду, о воспоминаниях детства, связанных с имением, но при этом ничего не предпринимает для сохранения родового гнезда. Противопоставляется ей «помещик нового образца» – Ермолай Лопахин, работящий, хозяйственный, но не благородный человек с личной драмой, тянущейся из детства. Предки Лопахина были крепостными в этом имении. Отец часто бил его в детстве, а Раневская утешала в трудные минуты, поэтому Лопахин имеет к ней нежные чувства, как к матери, что, впрочем, не мешает ему выкупить имение и срубить вишневый сад, зная, как дорог он его благодетельнице. Если эмоции Раневской поверхностны, то чувства Лопахина неполноценны, он безэмоциональный и глупый, в сущности, человек («не благородных кровей»).


Мне понравился символизм в постановке Андрея Толшина. Шкаф – ему по сюжету 100 лет – предстает в образе рода, предков, старой жизни. И герои появляются на сцене, выходя из шкафа, - они – выходцы из этого имения. В процессе действий на сцене шкаф ломается (отваливается одна дверца) – символ невозврата к «старому» миру. Вишневый сад изображен посредством проекции деревьев на белые оконные шторы – как будто за окнами сад. По мере нарастания накала на сцене шторы падают одна за другой. Простой и понятный прием: вишневому саду неизбежно настанет конец. Отдельно хочу отметить режиссерское решение с призраком мальчика. По сюжету пьесы малолетний сын Раневской когда-то утонул в реке на территории имения. И в версии режиссера призрак мальчика остался бродить в стенах старого дома. Фирс – пожилой слуга Раневской – умирает в конце произведения, что является символом смерти «старой жизни». Призрак старого слуги также остается в доме. Интересное решение, и, по ощущениям, это сгладило горький осадок от вырубки вишневого сада.


По игре актеров: Фирс – старый слуга – сыгран очень точно. Все же актеры молодые – выпускной курс, – и первое время мне было немного сложно ориентироваться в лицах. Играть старика, будучи молодым человеком, сложно, и меня восхищает, как актер справился с этой задачей. Понравился образ немецкой гувернантки с ее «искусственной» собачкой. Это – тоже символ: гувернантка не знает своих корней, но отчаянно ищет родственную душу, собака – символ преданности, но у режиссера собака получилась ненастоящая, как и узы, связывающие гувернантку с семьей Раневской.

В целом, не чувствовала комедии, поэтому соглашусь с уважаемыми экспертами – трагедия с обличением людских недостатков, от которых лишь можно горько усмехнуться. Спектакль смотрится легко, красочные декорации, игра света и пара радуют глаз.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»