«Самое главное» – Школа-студия МХАТ

«Самое главное» – яркая постановка с элементами абсурда режиссера Веры Харыбиной по пьесе Николая Евреинова для Школы-студии (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова (Школа-студия МХАТ), г. Москва.

«Самое главное» – яркая постановка с элементами абсурда режиссера Веры Харыбиной по пьесе Николая Евреинова для Школы-студии (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова (Школа-студия МХАТ), г. Москва. Спектакль открыл XIII Всероссийский молодежный фестиваль «Будущее театральной России», стартовавший 11 мая 2022 при участии театра им. Ф. Волкова и ЯГТИ.


На мой взгляд, пьеса довольно сложная в реализации, и задача у режиссера стояла не из простых. Действие происходит в начале XX века в большом провинциальном городе средней полосы России. Обычно жизнь вплетается в театр: мы приходим на спектакль, чтобы в безопасной обстановке испытать эмоции, которых нам, возможно, не хватает в жизни. Здесь же наоборот: театр вплетается в жизнь без ведома людей, ее проживающих. Для кого-то это – комедия, а для кого-то – драма. Некто доктор Фреголи, назовите его актером, мошенником, философом, добродушным парнем или коварным обманщиком – все будет верно, решает изменить мир к лучшему.

«Раз мы не в силах дать счастье обездоленным, мы должны дать хотя б его иллюзию. Это самое главное», – говорит он.

Фреголи собирает группу актеров, чтобы скрасить жизни обитателей одного скучного дома. Его концепция сводится к созданию иллюзии любви для тех, кто в ней нуждается; иллюзии товарищества для тех, кому нужен совет. Фреголи уверен, что иллюзии в жизни более долговечны, чем на сцене. Спектакль жизни идет, как по нотам, до последнего дня, когда все выходит из-под контроля. Один из актеров решает разоблачить Фреголи в глазах обманутых им обитателей скучного дома. Но никто не поверил актеру, каждый из обманутых предпочел заблуждаться и дальше, потому что иллюзия счастья – их отдушина и спасение от неизбежной пустоты реальности.

Постановка мне показалась ультрасовременной в смысле реализации. Спектакль стартовал с модуля «Stand up»: на сцену друг за другом выходили комики, их задачей было прогреть зал и настроить зрителя на тему произведения. Подобный ход однозначно неожиданный, я наблюдала с любопытством. Stand up-комики взаимодействовали с залом, причем, им откликались не только в партере (как это обычно бывает), но и с балконов.


По мере раскручивания сюжета декорации на сцене обретали объем. В первой сцене мы наблюдали минимализм, что в последнее время стало трендом: небольшой письменный стол на фоне кирпичной стены. Действие в третьем акте происходит в гостиной, обставленной, как в обычном доме. По ощущениям подобное решение способствует нагнетанию чувств накала в ситуации и тревоги, я с нетерпением ждала развязки.

Эмоции героев упрощены, что характерно для театров юного зрителя в силу незрелости аудитории, здесь же указано ограничение по возрасту 16+, и подобное упрощение видится слегка абсурдным. Но, возможно, в этом и была задумка режиссера, раз уж «Самое главное» – комедия, а не драма.


В постановку включен элемент «старого кино»: актеры двигались характерно для данного жанра. Режиссерское решение незамысловато показало зрителю, что речь в конкретной сцене идет о прошлом. Я нахожу это интересным.

Хочу отметить пластику актеров и работу хореографа. Символизм и знаковость – то, что мы понимаем на подсознательном уровне, – были достигнуты за счет танца в том числе. Тот случай, когда «вместо тысячи слов...».

Финал режиссер оставила открытым. Один из героев обратился к зрителям и спросил, какой финал мы бы хотели. Каждый для себя завершил эту пьесу так, как ему больше понравилось.

Элемент абсурда на сцене зачастую кажутся несколько агрессивными, что составляет определенную сложность в восприятии консервативного зрителя. Поэтому рекомендую к просмотру тем, кто стремится к современному театру.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»