Дорога в палату №6

В рамках театрального фестиваля "Розовфест" был представлен спектакль Челябинского Государственного Академического Театра драмы им. Н. Орлова "Номер 6" по мотивам повести А.П. Чехова "Палата №6".

На мой взгляд, очень смелое режиссерское решение. Сказать "по мотивам" можно с натяжкой, тк спектакль - самостоятельное произведение. Ставка здесь сделана на звук и свет - они несколько отвлекали внимание от текста. Визуальный символизм довольно яркий.

Боль эмоциональная и физическая, и реакция человека на нее - основная тема произведения. Свет и звук накаляют восприятие до грани с болью: черные стены, и в глубине восходит огромная полная бледная луна с легким кислотным оттенком. К развязке луна обретает кровавый цвет - символ боли и сумасшествия главного героя. Очень понравилось отожествление самовара, из которого вытекает кипяток, с кровоточащей раной пациента. Прекрасно использованы лампочки - как на реальном допросе, что, должно быть, и чувствовал пациент с манией преследования (по сюжету он боялся, что его ложно обвинят в преступлении). В спектакле каждый герой обрел свою историю, и мы видим через образы боль этих людей и то, что привело их в палату №6. Режиссеру удалось передать внутренние страхи и разбросанность мыслей психически нездоровых пациентов.

Спектакль открывает сцена, где главный герой - доктор Андрей Рагин - оказывается пациентом палаты №6. Мне кажется, это было лишним. Мне понятен этот прием, его цель - захватить внимание зрителя. Спектакль все же по известной повести Чехова, и мы изначально знали, куда приведет событийный ряд. Когда в следующей сцене Рагин явился вновь доктором, а не пациентом в больничных одеждах, было ощущение недопонимания.

  Режиссеру Данилу Чащину удалось поэтапно показать вектор сумасшествия Рагина. Ярко проиллюстрирован конфликт отцов и детей, желание Рагина доказать отцу, что он чего-то стоит. После - постепенная смена энтузиазма апатией. Пословица "один в поле не воин" сверхсправедлива для данного произведения. Кроткий и правильный Рагин, не осилив напористо менять больничные устои, принял всю нагрузку на себя и выгорел (он принимал по 30 пациентов в день, но смертность не снижалась, а поток пациентов лишь увеличивался; и тогда Рагин решил, что все равно все когда-то умрут). Мы наблюдали, как выгорает талантливый и умный человек. Благодаря блестящей драматургии Юлии Поспеловой, мы слышали непрекращающийся поток осмысления Рагиным того, что происходит. Образы людей-свиней, людей-кубов, людей-теней (вероятно, это - мрачные мысли героя) прекрасно дополнили личное отношение главного героя к происходящему: тупые и беспросветно пошлые личности вокруг, и спасения нет.

Андрей Рагин отчаянно ищет отдушину для бесед хоть в ком-нибудь и находит там, где вовсе не ожидал - в палате №6. По иронии психически нездоровый пациент Иван Громов оказывается самым адекватным человеком в городе. Психологический накал достигает пика, когда Громов погибает в результате неспособности Рагина отдавать распоряжения. По сюжету Громова случайно душит Никита - смотритель больницы. Занимая должность врача, Рагин закрывал глаза на то, что пациенты регулярно терпели побои от Никиты. И вот Никита не рассчитал... Все выставили как суицид через повешенье, вот только в палате для душевнобольных нет веревок. Психика Рагина просто отказалась принимать смерть Громова, и, заняв его место в палате, Рагин еще долго вел беседы с тем, кого там больше нет.

Произведение - это драма с элементами абсурда. Чтобы принять такой формат, нужно открыть свой разум. На мой взгляд, спектакль не для консервативного зрителя. Здесь присутствуют моменты, к которым я не была готова, хотя лично мне очень нравится экспрессия. В этом спектакле даже для меня было местами слишком. В целом, постановка, безусловно, заслуживает внимания, это - альтернативный взгляд на вещи. Боль - сложная тема, поэтому легкого просмотра быть и не могло!

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»