"Чужие подъезды" Нового драматического театра (г. Москва)

"Чужие подъезды" Нового драматического театра (г. Москва) - это инсценировка одноименного прозаического произведения Дины Рубиной. Спектакль был представлен в рамках театрального фестиваля "Розовфест-2022".


Действие здесь не динамичное, а упор сделан на внутренний мир героя. Перед вами предстанет обычный микрорайон с серыми панельными многоэтажками, обычный двор с яркой песочницей - символом детства, когда для каждого из нас все было безоблачно, и всю жизнь мы будем стремиться вернуться на солнечную сторону. Главный герой - Илья - как-то незаметно для себя свернул в тень, и там, на теневой стороне улицы, время для него остановилось. Наверное, в глубине души Илья прекрасно помнит момент, когда свернул в тень, но 10 лет не признается себе в этом, чтобы не испытывать эмоциональной боли. Вокруг него меняется мир: его мать стареет, его друзья обзавелись семьями, уже их дети сидят в яркой песочнице, а Илья "так и ходит мальчиком" (цитата).

Вселенная кричит ему: "Меняйся!". Но Илья лишь отмахивается. Мать уже потеряла надежду на то, что из ее сына получится выдающаяся личность, она с горечью перечитывает его школьные сочинения - те, где Илья подавал надежду. У матери не получается достучаться до сына, и единственное, что ей осталось - "пилить" его по вечерам. Отец, впрочем, тоже не верит в Илью, но открыто не признается. С завидной периодичностью Илья получает от отца денежные переводы, хотя Илье уже больше 30 лет. Его родители в разводе так давно, что не помнят причины своей размолвки. Только Бабаня - бабушка Ильи - принимает его таким, какой он есть, и любит его безо всяких условий. Бабаня вообще избегает перемен: ее старая стиральная машинка на последнем издыхании, но бабушка продолжает пользоваться ею, несмотря на очевидный дискомфорт. Для Бабани Илья - тот же маленький мальчик из яркой песочницы, и она ждет его домой, развязывает ему шнурки на кедах, не замечая в нем мужчины. В результате мы видим человека, который живет на всем готовом, и у него нет никаких причин стремиться к чему-либо. Прослеживается, с одной стороны, линия родительской гиперопеки, с другой стороны, - потребность матери реализоваться через сына, раз собственная жизнь не удалась. Проблема мегаактуальна сейчас, когда женщины зачастую воспитывают сыновей в одиночестве.


Когда же Илья свернул в тень? Редкое произведение обходится без любовной линии. Постановка "Чужие подъезды" - все же романтическая коллизия. Где-то по окончании университета Илья свернул в тень: он оказался не готов сделать предложение Наташе - любимой девушке, с которой встречался к тому моменту вот уже три года. И Наташа вышла замуж за другого. Когда тебе около 25, кажется, что все свершения впереди, найдется другая Наташа, но когда тебе 35, а другая Наташа так и не нашлась, ты уже ничего не ждешь. Жизнь становится серой, как панельные многоэтажки, а солнце, почему-то, светит на другой улице.

Илье вполне была комфортна его теневая сторона двора, разве что мать "пилила" да иногда посещали мысли о бренности всего сущего. Когда дома ждет Бабаня, она уже приготовила обед и выстирала твою футболку, грустить вполне комфортно. Но однажды Илья встречает Наташу - ту самую. У Наташи двое сыновей, она защитила научную диссертацию и получила квартиру в новостройке. Смятение поселилось в душе Ильи, защитные механизмы психики больше не работали, и момент, когда Илья свернул в тень, напористо вторгался в память раз за разом. Инфантильному человеку легче всего обвинить в своих злоключениях кого-то другого. "Ты забыла меня и через месяц вышла замуж!" - хочет Илья крикнуть Наташе, вот только своего старшего сына Наташа назвала его именем...


2,5 часа я наблюдала, как инфантил меняется на сцене. Хочется отметить режиссуру Вячеслава Долгачева. В постановке довольно много авторского текста, но он вписан в монологи героев, и зритель вполне точно понимает оттенки чувств. Эмоциональная напряженность достигается посредством воспроизведения рок-группой хитов на протяжении всего спектакля (живое исполнение). Выглядит это вполне естественно: уличная рок-группа играет в глубине панельных дворов, мимо бродит дяденька-милиционер, иногда ругаются соседи, на стенах появляются надписи (текст песни; стилизованная световая проекция). Отличный ход, помещающий зрителя в атмосферу тесного соседства в серой жизни. Когда я вышла из зрительного зала, ко мне подошла женщина и поделилась впечатлениями. Она сказала, что ей очень понравилось, и особенно то, что она как будто чувствовала себя соседкой семьи героя.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»