Ярославский театр кукол ждут большие перемены

Ярославский театр кукол завершает 95-й, юбилейный, сезон. Окончание театрального сезона совпадает с началом капитального ремонта здания, под одной крышей которого живут и творят два разных театра – Ярославский театр кукол и театр юного зрителя. А это значит, что театру в ближайшее время предстоит переезд, обустройство на новом месте, смена привычного формата существования на то время, что продлится ремонт, и многие другие серьезные перемены. В частности, после 32-х лет службы в театре его директор Дмитрий Стрекалов принял решение об уходе со своего поста.
Обо всем этом мы побеседовали с Дмитрием Ардальоновичем Стрекаловым.
384e5b59-fc0d-4cab-adbd-5fa56e68ec3d (1) — копия.JPG
- Не жалко Вам покидать театр?
- Не то слово! Театр в каком-то смысле мое детище, мой ребенок. Причем, ребенок капризный, своенравный, балованный, а потому еще более дорогой. Согласитесь, чем больших сил и нервных затрат требует твое дитя, тем ты более трепетно к нему относишься.
-И, тем не менее, вы приняли решение об уходе…
-Мудрые люди говорят: лучше уйти на час раньше, чем на минуту позже.
-Когда Вы пришли в театр в 1990-м году, каким он был?
-Не будет преувеличением сказать, что здесь была разруха. В театре был затяжной конфликт внутри коллектива, весь репертуар был практически списан, в работе было всего два спектакля, третий, «Дюймовочка», был выпущен через неделю после моего прихода. В спектакле действовал трехметровый крот и крохотная Дюймовочка, зрители начинали рыдать от ужаса на третьей минуте действия… Чернуха в 90-х годах была в моде, но не каждую моду вправе примерять на себя детский театр.
Перед мной стояло две задачи. Первая - ликвидировать конфликт, в связи с чем в течение нескольких дней пришлось уволить практически половину коллектива, хотя среди них были неплохие люди и хорошие профессионалы. Но затянувшийся конфликт требовал уже жестких хирургических мер.
Вторая задача – создать репертуар. Уже следующий сезон мы открыли пятью премьерами подряд, причем эти спектакли были поставлены лучшими режиссерами России того времени.
Кроме того, 1 сентября, в День знаний, мы устроили для горожан огромное, яркое уличное представление на площади перед театром, а вечером этого дня для взрослой публики и сотрудников театра был дан чудесный концерт Ансамбля Дмитрия Покровского, специально прилетевшего для этого выступления из США.
Сразу после феерического открытия сезона театр уехал на гастроли в Крым, которые продолжались 28 дней. В Крыму театр работал параллельно четырьмя группами в самых крупных городах на лучших площадках – в Севастополе, Керчи, Анапе, Ялте. Отдельно надо отметить, что все эти грандиозные события – премьеры, уличный праздник, концерт, гастроли… - все это было реализовано на огромный по тем временам грант Министерства культуры Советского Союза. Но, главное, театр поверил в себя, в свои силы.
После этого начались регулярные гастроли нашего театра по всему миру. Дважды театр гастролировал в США, мы объехали всю Англию, были в Польше, Румынии, Норвегии, Канаде, Германии, Финляндии, Австрии, Индии… Где мы только не побывали! Театр был постоянным гостем и победителем почти всех российских фестивалей, и не только кукольных, у нас множество дипломов «Золотой маски» и «Золотого витязя».
-Более 30 лет Ярославский театр кукол работает под Вашим руководством. Нарисуйте, пожалуйста, «широкими мазками» сегодняшний портрет театра.
- Труппа нашего театра – высокопрофессиональна; это стабильный, давно сложившийся коллектив со своим устоявшимся микроклиматом, коллектив очень творческий и работоспособный. Именно это позволяет театру после бурного успеха 90-х годов в последние два десятилетия находиться, как сейчас принято говорить, «на плато». В данном случае это означает стабильную, ровную, успешную работу. Все эти годы Ярославский театр кукол работает на аншлагах. Приобрести билет перед началом спектакля, в последнюю минуту, почти невозможно. Зачастую мы даже продаем входные билеты, без места, чтобы не отказывать зрителям, приехавшим на спектакль из отдаленных районов Ярославля, или даже из других городов области. О стабильности работы театра говорит и тот факт, что никогда в театре ни на один день не задерживали заработную плату сотрудникам, в то время как в других организациях задержки с выплатами были до полугода.
- Успех театра связан с талантливыми режиссерами и художниками, не так ли?
- Безусловно! Более 20 лет в театре работали заслуженный работник культуры России Елена Борисова и заслуженный деятель искусств Николай Боровков, художник, заслуженный деятель искусств Нелли Полякова и главный художник театра Игорь Бабанов. Успешно работает наш замечательный художник, заслуженный работник культуры России Елена Береснева. Пришло молодое, но уже успевшее высоко себя зарекомендовать яркое поколение режиссеров и театральных художников. Это режиссеры Алексей Смирнов, Петр Васильев, Людмила Федорова, художники Алевтина Торик, Юлия Астапович, Полина Борисова. Многие из них – лауреаты высших театральных премий России «Золотой софит» и «Золотая маска», они – востребованные мастера, активно ставят спектакли не только в России, но и за рубежом. Привлечение сильных творческих ресурсов привело к появлению в театре новой, эффектной эстетики, хотя труппа в значительной степени оставалась и остается прежней. Театр мог бы еще несколько лет, находясь на обжитом «плато», успешно двигаться к своему столетию. Спектакль «Кому на Руси жить хорошо» (режиссер П. Васильев, художник А. Торик, композитор Н. Морозов), премьерой которого мы открыли нынешний сезон, продемонстрировал мощные возможности труппы, сложный материал Н.А. Некрасова взрослые зрители смотрят «не дыша».
Но грядущий капитальный ремонт поставил нас в экстремальную ситуацию, и жизнь театра должна будет кардинально измениться.
-Народная мудрость гласит, что один переезд равен двум пожарам. Этот стресс предстоит коллективу театра испытать в самое ближайшее время. Однако 96-й театральный сезон начнется «по расписанию». Каким будет новый адрес Ярославского театра кукол?
-Театр кукол на период ремонта, который предполагается провести в течение трех лет, переедет в здание на улице Свободы, дом 17. Условия там более чем спартанские, но, тем не менее, мы предполагаем оборудовать две маленькие сцены со зрительными залами на 20 и 90 мест, а также разместить все остальные службы театра.
Наши постоянные зрители знают, что кроме основного зала на 280 мест, в театре есть малая сцена на 20 мест «На золотом крыльце». Эта камерная площадка имеет свой постоянный репертуар – здесь идут семь спектаклей. Кроме того, в начале июня состоялась премьера будущего новогоднего спектакля «Снегурушка», начата работа по созданию спектаклей «КотоВасия» и «Стойкий оловянный солдатик». Все эти спектакли и станут основой репертуара нашего временного стационара. Некоторые наиболее мобильные спектакли театр будет играть в режиме «городских гастролей» на сценах дворцов культуры и других площадках в отдаленных районах города. Раньше выездные спектакли были только в формате летних оздоровительных лагерей, теперь театр будет ездить в гости к своим маленьким зрителям постоянно.
На сегодняшний день в репертуаре театра кукол около 40 названий. Порядка десяти спектаклей войдут в гастрольную афишу, столько же мы будем играть на стационаре. Часть спектаклей в силу своих масштабов не смогут ни идти на малых сценах, ни гастролировать.
- Означает ли это, что зритель их больше не увидит?
- В отличие от кинофильма, который можно поставить на паузу, и, включив спустя месяц или год, продолжить просмотр с того же места, театр – искусство живое. Даже если спектакль не играется два-три месяца, его надо серьезно восстанавливать. После трехлетнего простоя возобновление спектакля маловероятно. Поэтому с рядом спектаклей, любимых и зрителями, и артистами, предстоит проститься навсегда. Кроме того, не надо забывать, что и занятые в этих спектаклях артисты станут старше. Воспользовавшись естественной паузой, мы сосредоточимся на подготовке новых творческих сил, которые спустя три года и станут основой нового театра кукол.
-Откуда же возьмутся новые творческие силы в таком количестве?
- В этот непростой период наш театр в качестве главного режиссера согласился вновь возглавить Алексей Смирнов, к своим обязанностям он приступит в начале нового сезона. Кроме того, есть договоренность с руководством Ярославского театрального института о том, что Алексей Владимирович наберет целевой курс, который спустя несколько лет вольется в труппу театра.
Акцентирую ваше внимание еще на одном важном моменте. Вернувшись в обновленные стены, театр не сможет распахнуть двери для зрителей уже на следующий день. Повторюсь, что это не кинофильм, поставленный на паузу. Потребуется время для возобновления старого и подготовки нового репертуара, а это, как минимум, год. Если очень постараться, то к столетнему юбилею Ярославский театр кукол, надеюсь, подойдет с новым репертуаром и в новом составе.
-То есть это будет уже совсем другой Ярославский театр кукол?
-Совершенно верно. Принято считать, что «естественная» жизнь театра, приблизительно, десять лет. «Мой» театр начался 1 сентября 1991 года премьерой спектакля «Черная курица» (режиссер Е. Гимельфарб, художник Н. Полякова) и закончился 25 июня 2022 года спектаклем «Божественная комедия», который в этот день записал канал «Культура» центрального телевидения (режиссер А. Смирнов, художник П. Борисова, композитор Н. Морозов). За те 32 года, что я возглавлял театр, было выпущено ровно 100 спектаклей. Главный принцип формирования репертуара был основан на интересе зрителей, не всегда совпадающем с трендами среди театроведов.
Мне представляется совершенно справедливым, что обновлять театр должен новый руководитель. Надеюсь, что наш учредитель, департамент культуры, примет взвешенное решение и уже в следующем сезоне утвердит на должность директора театра Алексея Владимировича Хитрова, заслуженного работника культуры России, который служит в театре более тридцати лет, досконально знает все «механизмы» жизнедеятельности театра и сможет не просто возглавить новый театр, но и задать новый вектор его развития на годы вперед.
И хоть говорят, не дай вам Бог жить в эпоху перемен, времена не выбирают. Без перемен нет развития, и я надеюсь, что Ярославский театр кукол с честью перенесет все выпавшие на его долю временные трудности, и встретит свое 100-летие в прекрасной творческой форме.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»