Что в первую очередь отличает детское творчество от взрослого? Я считаю, что искренность. Нет, большинство взрослых художников тоже искренни в своих произведениях (я надеюсь на это), но жизненный опыт и наработанное годами мастерство, а также разные житейские обстоятельства зачастую отодвигают искренность и душевные порывы на второй план. А с детьми такой номер не пройдет. Они действительно рисуют как дышат, как видят, как чувствуют. И вам ни за какие коврижки не удастся «втюхать» в детское сознание в качестве модели для портрета настоящего человека какого-нибудь чиновника или политика. (А вот взрослый художник, согласитесь, при определенных обстоятельствах запросто пойдет на такое). И потому с больших листов ватмана на зрителей смотрят любимые мамы и бабушки, учителя, друзья-приятели. Или люди, обладающие на детский взгляд самыми героическими и полезными для общества профессиями – пожарный, ветеринар, доктор или актриса.
Картины получились очень трогательными и яркими. Катя Дудичева нарисовала портрет своей мамы. Анна Сергеевна – врач по профессии и по душевному призванию, про таких говорят «специалист от Бога». Но для её дочери Кати важно в первую очередь, что её мама – настоящий друг, что она всегда придет на помощь, что рядом с ней – тепло и хорошо. Ну, разве это не достойный повод для того, чтобы увековечить Анну Сергеевну в качестве прототипа настоящего человека? А Аня Четверткова в качестве своей модели выбрала лучшую мамину подругу – Лену Маркову. Елена – опытный психолог, она много работает, консультирует по всей стране, приносит огромную пользу разным людям. Но для восьмилетней художницы было важно другое качество тети Лены: то, что мамина подруга безропотно взяла на себя заботу о домашнем любимце коте Баксе, когда Анина семья уезжала в отпуск. Так Лена Маркова попала в ряды настоящих людей. Илья Голяков в качестве модели выбрал своего преподавателя, руководителя студии «Синяя птица» Светлану Константиновну Кожохину. Свой выбор аргументировал тем, что Светлана Константиновна научила его рисовать - «без неё получались какие-то каракули», что она всегда держит слово, учит детей разбираться в искусстве, и что вообще их учитель обладает как раз теми качествами, которые свойственны настоящему человеку. …О каждом портрете можно было бы порассказать немало.
Выставки детского рисунка арт-студии «Синяя птица» в доме-музее Александра Опекушина стали уже доброй традицией. Нынешняя выставка – третья по счету. Это результат творческой дружбы студийцев и Ярославского художественного музея, чьим филиалом является дом-музей Опекушина. В течение учебного года ребята из арт-студии «Синяя птица» часто бывают на специальных семейных занятиях в музее, которые мастерски проводит для них искусствовед Людмила Макарова. Кстати, в новом проекте «Синей птицы» «Образ настоящего человека» Людмила Николаевна Макарова выступила уже в ином качестве - внучка выбрала на роль настоящего человека именно свою бабушку. С девочкой трудно не согласиться.
Выбор этой выставочной площадки замечателен еще и тем, что дети исподволь знакомятся с жизнью и творчеством своего знаменитого земляка Александра Михайловича Опекушина. О нем детям рассказала ангел-хранитель этого дома, правнучка великого скульптора Ирина Николаевна Морозова. И пусть пока многое из услышанного не задерживается в голове юных художников, я уверена: пройдут годы, кто-то из студийцев «Синей птицы» всерьез свяжет свою жизнь с живописью, и, дай Бог, станет знаменит, и тогда на вопрос журналиста о начале творческой биографии, он наверняка припомнит, что первые его работы висели в доме-музее великого Александра Опекушина.