Незадолго до концерта состоялась пресс-конференция для журналистов. С приветственным словом выступила министр культуры Ярославской области Марина Васильева. Она отметила, что концерты фестиваля давно перешагнули областной город и уже много лет проходят в больших и малых районных центрах. И ни один из них не остался забытым. Такие выступления Юрия Башмета и его музыкантов стали традицией фестиваля.
Отвечая на вопрос одного из журналистов о том, как отличаются программы концертов в небольших городах от того, что звучит в Ярославской филармонии, Ю. Башмет ответил, что музыканты исполняют и достаточно известную классическую музыку, и знакомят слушателей с новыми для них произведениями. Ю. Башмет: «Мы не делаем большой разницы между зрителями областного города и малых городов области. Все должны иметь возможность слушать классическую музыку».
В этом году камерные концерты фестиваля пройдут в городах Тутаев, Рыбинск, Ростов-Ярославский, Переславль- Залесский и селе Брейтово.
Ещё одна из традиций фестиваля - мировые премьеры новых произведений на концерте-открытии. К сожалению, в этом году этого не было, но всё, что вошло в программу Гала-концерта ярославцы услышали впервые.
Уже на сцене Юрий Башмет обратился к публике с такими словами:
"Мы рады видеть полный зал, мы рады видеть вашу любовь к классической музыке и вашу любовь к нам. Фестиваль не только сближает в наше непростое время, он процветает - уже 16 лет… Ответственность у нас у всех огромная, и в то же время мы радуемся этой могучей поступи фестиваля».
Открылся концерт исполнением «Итальянской сюиты для виолончели и фортепиано» И. Стравинского на темы балета «Пульчинелла», созданного композитором на основе музыки итальянского музыканта XVIII века Дж. Перголези. Стравинский использовал в этом произведении лучшие номера балета, в том числе и вокальные. В сюиту вошли помпезная, подчёркнуто театральная Интродукция, меланхолическая Серенада, гротескная Ария и задорная Тарантелла, забавно-чопорный Менуэт и праздничный Финал.
Александр Рамм — виолончель
В Ярославле прозвучала оркестровая версия Сюиты, которую исполнили камерный оркестр «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета. Солировал один из лучших и востребованных виолончелистов последнего десятилетия Александр Рамм.
Впервые музыкант выступил в Ярославской филармонии весной 2014 года в с пианисткой Анной Одинцовой. Это был отличный дуэт, сыгранность и музыкальность которого поразила присутствующих в зале. Через два года А. Рамм вновь на сцене концертного зала им. Л. В. Собинова участвует в исполнении Тройного концерта Л. Бетховена на фестивале Ю. Башмета. И вот новая встреча– выступление на открытии Гала-концерта XVI Международного фестиваля Юрия Башмета.
Александр тонко и прочувствованно передал все настроения и оттенки столь разных песенных и танцевальных по характеру номеров Сюиты. Оркестр под руководством Ю. Башмета чутко следовал за интерпретацией музыки солистом. В результате – бурные аплодисменты публики и повторные выходы на поклон А. Рамма. Хочется надеяться, что ярославцы ещё не раз услышат в Концертном зале им. Л. В. Собинова этого великолепного музыканта. Будем с нетерпением ждать новой встречи!
Валерия Абрамова — скрипка
Следующей на сцену вышла молодая скрипачка Валерия Абрамова. Несколько слов о Валерии. Девушка родилась и начала учиться игре на скрипке в Омске. Участвовала дважды (в 9 и 11 лет) в престижном Международном музыкальном конкурсе юных музыкантов "Щелкунчик", была победительницей Международного конкурса юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова.
На одном из конкурсов её заметил Ю. Башмет и пригласил в Новосибирск на региональный отбор в свой Всероссийский юношеский симфонический оркестр. В результате девушка стала концертмейстером первых скрипок этого коллектива, а также студенткой Московской консерватории. В 2022 году она участвовала в Первом международном конкурсе исполнителей-струнников имени Золтана Кодая в венгерском городе Дебрецене и заняла первое место среди скрипачей.
Впервые ярославский зритель увидел Валерию Абрамову на фестивале Юрия Башмета в 2018 году, где она отлично исполнила труднейший Пятый концерт Вьетана.
В этом году для своего выступления в Ярославле Валерия выбрала три каприса Н. Паганини из цикла Эдисона Денисова «Пять каприсов Паганини» (1985 г.).
Из воспоминаний Э Денисова: «Пять каприсов Паганини» для скрипки и струнного оркестра написаны мной по просьбе Олега Кагана – исполняемые из каприсов Паганини. Мы работали параллельно: у него были свои предложения, у меня свои – в общем, вместе выбрали эти пять пьес… В партии скрипки, я не изменил ни одной ноты Паганини, не убрал ни одного его такта… Последний же каприс в партии оркестра было делать особенно интересно потому, что на него писали чуть ли не все на свете: и Рахманинов писал на него, и Брамс писал на него, и Лютославский, и многие другие. И я думаю, что сделал это абсолютно по-своему.
Цикл этот, когда он игрался и играется сейчас, всегда имеет большой успех у публики, потому что в таком варианте эти каприсы хуже не стали, и по-моему, даже они стали просто лучше от этого».
Вначале Валерия немного волновалась, но справилась со своим состоянием и блестяще закончила своё выступление знаменитым каприсом №24 ля минор, о которым писал Э. Денисов.
Симона Кермес — колоратурное сопрано
Немецкая певица Симона Кермес (колоратурное сопрано) известна своим виртуозным голосом, особенно подходящим для опер периода барокко и раннего классического периода.
Она исполнила три арии:
Н. Порпора: Ария Ациса «Alto Giove» из оперы «Полифем»
Р. Броски: Ария Арбачи «Son Qualnave» из оперы «Артаксеркс»
Г.Ф. Гендель: Ария Альмирены «Lasciachiopianga» из оперы «Ринальдо»
Невероятно обаятельная, раскрепощённая Симона Кермес обворожила своим исполнением присутствующих в зале. Особенно хороша она была в первой арии, музыка которой так подходила к её живости движений и полёту голоса. Мягкие, нежные последующие арии показали новые возможности певицы в создании противоположных образов. Восторг публики не имел границ. Вот на такой высокой ноте радости и исполнительницы, и публики закончилось первое отделение.
Юрий Башмет и Ксения Башмет — фортепиано
Второе отделение открылось Концертом для фортепиано и струнного оркестра Альфреда Шнитке, созданным композитором в 1979 году. Произведение посвящено пианисту Владимиру Крайневу, который впервые исполнил это сочинение в Большом зале Ленинградской филармонии 10 декабря 1979 года с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Александра Дмитриева. Крайнев также сделал первую запись Концерта с Литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса, выпущенную в 1984 году на грампластинке фирмы «Мелодия». Идея концерта – поиск смысла жизни. Это произведение, наряду с Концертом для фортепиано в четыре руки и камерного оркестра, признано одной из вершин творчества автора, как в жанре фортепианного концерта, так и в области фортепианной музыки.
Идея концерта – поиск смысла жизни. Произведение не делится на части, а представляет собой единое целое и начинается оно сразу, без вступления, с главной темы, звучащей у фортепиано на фоне педали. В ней дана аллюзия 1 части Лунной сонаты Бетховена как знак классики. Вторая, побочная тема, близка ноктюрну Шопена. Эти темы – знак XIX века. В развитии музыки они получают новое освещение – джазовые импровизации и вальс. Джазовые импровизации – знак XX века, вальс – аллюзия Мефисто- вальса Листа – знак XIX. Музыка демонична, негативна. В конце все основные темы звучат хорально, возвышенно, как утверждение вечности поисков смысла. Очень сложное произведение как в понимании и чувствовании, так и в исполнении.
Партию фортепиано в концерте Шнитке исполнила Ксения Башмет, лауреат международных конкурсов, постоянная участница престижных фестивалей в России и за рубежом. Пианистка справилась и с техническими трудностями партии (сильная, мужская игра), и с выражением идеи произведения. .Достойное выступление пианистки и камерного оркестра «Солисты Москвы» было оценено публикой бурными овациями.
Хоровая капелла Ярославия
В завершении концерта прозвучало величественное произведение А. Вивальди «Magnificat» с неизменным участником фестивалей Юрия Башмета Филармонической хоровой капеллой Ярославия.
Отличное начало фестиваля, ждём ярославцев на следующие концерты.
Фото и видео — Александр Танчук