Яркие моменты XVII Международного конкурса им. П. И.Чайковского

Конкурс Чайковского традиционно является стартовой площадкой для молодых одаренных музыкантов, дает им возможность обрести любовь публики и признание мирового профессионального сообщества, начать блестящую международную карьеру. В России Конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры. Каждый раз его проведение становится одним из главных событий общественной и культурной жизни страны.


Концерт- открытие

В силу некоторых, понятных всем, но не не относящихся к конкурсу проблем, только накануне официального открытия, были объявлены члены жюри и участники предстоящего конкурса.

Приятной неожиданностью было услышать имя китайского музыканта Лю Шикуня в составе жюри пианистов и участников концерта - открытия. Тем, кто помнит или читал о Первом конкурсе Чайковского в 1958 году, это имя хорошо знакомо. Китайский пианист составлял конкуренцию победителю Вану Клиберну (США) и занял второе место вместе с советским пианистом Львом Власенко. Третье - Наум Штаркман (СССР). Из всех призёров в живых остался только пианист из Китая. На конкурсе в 1958 году ему было 20 лет ( самый молодой из призёров), сейчас - 84 года.

лю на конкурсе в 1958 г.jpg
Лю Шикунь, 1958 г. Первый конкурс Чайковского.

Напомню о сложной судьбе этого музыканта. Пианист закончил Центральную консерваторию Китая в Пекине (1957 - 1960), затем обучался в аспирантуре Московской консерватории (1960-1962). Вернувшись на родину, Лю Шикунь, наряду с концертной деятельностью, вёл большую работу в китайских учреждениях культуры. Во время, так называемой «культурной революции» в Китае пианист был арестован. Он провёл в тюрьме почти шесть лет, подвергаясь допросам и пыткам, во время которых хунвэйбины сломали пальцы его рук. После позитивных перемен в стране музыкант был освобождён, сумел восстановиться и продолжить концертную и общественную деятельность.

Спустя 65 лет, этот мужественный человек вновь на сцене Большого зала Московской консерватории. Ему выпала заслуженная честь первым выступить на концерте - открытии XVII Международного конкурса им. П.И.Чайковского. В сопровождении оркестра пианист блистательно исполнил 2 часть фортепианного концерта китайского композитора Сяна Синхая «Ода жёлтой реке», которая наполнена интонациями фольклорной песенной традиции своей страны. Затем, уже соло, прозвучала его собственная фортепианная транскрипция музыки Лю Чи «Моя родина». Удивительно, но даже дрожание пальцев (пианист страдает болезнью Паркинсона) не помешала пианисту с блеском справиться с сложнейшими пассажами и аккордами этого бравурного произведения на темы китайской истории. Потрясающими по продолжительности овациями и, склонённой перед пианистом в поклоне голове дирижёра Валерия Гергиева, были выражены все эмоции и уважение публики к неувядающему таланту Лю Шикуня.

лю.jpg
Лю Шикунь

Присутствующим в зале и тем, кто смотрел трансляцию концерта, запомнилось яркое выступление серебряного призёра XV конкурса Чайковского виолончелиста Александра Рамма (Россия), исполнившего виртуозное и мелодичное Pezzo capriccioso Чайковского.

Хороши были и вокалисты, победители предыдущих конкурсов, а сейчас одни из самых известных мировых певцов: Хибла Герзмава, Россия - Xконкурс (1994 г.) и Ариунбаатар Ганбаатр, Монголия - XV(2015 г).

Незабываемое впечатление осталось от исполнения Павлом Милюковым (XVконкурс 2015 г. IIIпремия) каденции и финала Первого концерта для скрипки с оркестром Дм. Шостаковича.

И, конечно, закончилось открытие конкурса Первым концертом для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (первая часть) в исполнении победителя XI конкурса (1998 г.) Дениса Мацуева.

Советую обязательно послушать концерт-открытие и пианистов конкурсантов, о которых пойдёт речь дальше, в выложенных в конце статьи видеозаписях. Получите большое удовольствие!

Итак, только самые интересные и яркие выступления отдельных конкурсантов-пианистов по мнению автора.

Первый тур по специальности фортепиано

Прослушивание во всех заявленных номинациях: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение (женское и мужское), деревянные и медные духовые инструменты - шли одновременно в Москве и Петербурге. Мне ближе специальность фортепиано, поэтому слушала пианистов.

Конкурс Чайковского считается одним из самых сложных в мире. И, несмотря на это, заявок от желающих принять в нём участие всегда много и жюри имеет возможность выбрать самых достойных.

Программа первого тура напоминает курсовой экзамен в высших музыкальных учебных заведениях: полифония (Бах), крупная форма - соната (классика: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Клементи), три виртуозных этюда (Шопен, Лист, Рахманинов) и, конечно, Чайковский (произведение по выбору). При этом конкурсантам следует не забывать про строгий регламент времени, отпущенный на выступление. Не расслабляться на аплодисменты публики и длительную подготовку к исполнению следующего произведения, иначе председатель жюри имеет право остановить пианиста и тот может не пройти в следующий тур.

При ограниченном выборе композиторов в первом туре существовала большая вероятность повторений тех или иных произведений у разных конкурсантов, поэтому жюри и зрители прослушали несколько раз повторяющиеся прелюдии и фуги Баха из «Хорошо темперированного клавира» и сонаты Бетховена. Рекорд взяли: Соната №31, прозвучавшая 6 раз и № 30 - 3 раза. Знаменитую «Апассионату» исполнили двое участников. Но каких! Оба с первого тура стали любимцами многочисленной публики: и тех, кто был в БЗК, и тех, кто смотрел трансляции: выразительный и эмоциональный Вонг Энжел Станислав (США) и артистичный, обаятельный, невероятно сконцентрированный Валентин Малинин (Россия).

​​​​​​​Моцарта отважился сыграть только Константин Хачикян (Россия)
И получилось здорово! В  сонате №18 ре мажор звучание было лёгкое, ясное, «моцартовское»!

хачикян.jpg
Константин Хачикян

Сонату Клементи выбрал Виллалва Алессандро (Италия). Остальные участники предпочли Й. Гайдна.

Интересно было слушать этюды. Исполнение 18-летним Сергеем Давыдченко (Россия) трёх этюдов: Ф. Лист. Трансцендентный этюд №5 «Блуждающие огни»; Ф. Шопен. Этюд ми минор №5; С. Рахманинов. Этюд-картина ре маж. №9, — произвело настоящий фурор в зале.

Публика долго не отпускала Сергея, горячо аплодируя до тех пор, пока ведущий не начал объявлять следующего конкурсанта.

давыдченко 3.jpg
Сергей Давыдченко

Российскй пианист Станислав Корчагин (Россия), выпускник Гнесинки, впечатляюще исполнил этюд Листа «Мазепа» с его

яркими динамическими и драматургическими нарастаниями. Очень хорошо прозвучала соната Гайдна, со смыслом и выразительной по звуку фразировкой. Зрелая игра сложившегося музыканта.

Корчагин 7.jpg
Станислав Корчагин

Николай Кузнецов(Россия) показал себя полноценным сформировавшимся артистом. Отличный, барочный звук в Прелюдии и фуге Баха, Соната №31 Бетховена прозвучала объёмно и мощно, Этюд №12 Шопена - невероятная экспрессия, Чайковский «Ноктюрн — нежность и чистота.

На первом туре жюри стало понятно, что на второй тур невозможно отобрать 12 претендентов из 25: высок уровень исполнения. Добавили ещё трёх. Надо сказать, что это идёт на пользу и конкурсантам, и зрителям. Пианисты все хорошо готовы, но! Конкурс есть конкурс! Не все справляются с нервным напряжением, особенно на первом туре. И то, что даётся возможность некоторым перспективным, с точки зрения жюри, участникам предоставить ещё один шанс собраться и показать своё дарование, это хорошо! А публика получает дополнительную возможность услышать и интересные произведения, и лучше понять, кто из соревнующихся более достоин прохождения в следующий этап конкурса.

Участники, прошедшие во второй тур:

  • Лю Сяньфэй (Китай)

  • Корчагин Станислав (Россия)

  • Мао Сюаньи (Китай)

  • Давыдченко Сергей (Россия)

  • Тадокоро Марсель (Япония/Франция)

  • Папоян Илья (Россия)

  • Виллалва Алессандро (Италия)

  • Кузнецов Николай (Россия)

  • Харлионо Джордж (Великобритания)

  • Вонг Энджел Станислав (США)

  • Ё Соа (Южная Корея)

  • Ключко Александр (Россия)

  • Куроива Коки (Япония)

  • Хачикян Константин (Россия)

  • Малинин Валентин (Россия)

С таким решением жюри было согласно подавляющее большинство зрителей. С сожалением обсуждали только, что во второй тур не прошёл сербский пианист Богдан Дугалич. Зал, затаив дыхание, слушал в его исполнении гениальную медленную часть Седьмой сонаты Бетховена. И большая часть этюдов прозвучала очень достойно!Если жюри нарушило регламент и допустило лишних трёх человек, то можно было рискнуть и дать возможность и четвёртому, Богдану Дугаличу, показать, что и как он ещё может сыграть. По общему мнению публики, пианист стал неформальным претендентом на приз зрительских симпатий.

Валерий Гергиев всё же оценил игру Богдана и, ещё до окончания конкурса, пригласил его выступить на концерте в Санкт - Петербурге, где пианист произвёл большое впечатление, исполнив с симфоническим оркестром Мариинского театра Концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьева. Богдан запомнился и на его выступлениях в России (и не только), уверена, зал не будет пустовать.

богдан 2.jpg
Богдан Дугалич

Второй тур и лучшие его моменты

Пожалуй, это был самый интересный тур конкурса. На выбор предлагалось исполнить одно или несколько произведений Чайковского, а также одно или несколько произведений русских композиторов: Балакирева, Глазунова, Метнера, Мусоргского, Мясковского Прокофьева, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Шостаковича, Р. Щедрина. Как видим, представлены композиторы от середины XIXвека до наших дней. Молодые пианисты получили неограниченные возможности показать свой вкус и талант, а зрители насладиться большим количеством произведений разных эпох и их трактовками.

Открыл второй тур Станислав Корчагин. Первому всегда выступать сложнее. Но пианист справился с волнением. Убедительно прозвучала Шестая соната С. Прокофьева. Это произведение про сложные социальные явления накануне Великой Отечественной войны. Станислав подчеркнул то тревожное, отчаянное, трагическое, что заложил в музыке сонаты композитор.

Кульминацией выступления пианиста стал «Вальс» М. Равеля. Пианист заворожил зал своей покоряющей искренностью. Это был поток нежности, сарказма, мощной энергии. Блестящее исполнение! И заявка на финал.

Сергей Давыдченко выбрал для второго тура сразу две сонаты — си-минорную Листа и Восьмую Прокофьева. И оба труднейших сочинения юный пианист, одаренный удивительными для его возраста (19 лет) пианистическими качествами: красотой звука, технической свободой, свежей эмоциональностью, исполнил убедительно и уверенно.

Непринужденная, почти импровизационная манера игры Марселя Тадокоро (Япония-Франция) и необычный выбор программы был очень привлекателен. Пианист начал своё выступление с малоизвестного произведения «12 прелюдий» советского дирижёра Евгения Светланова: «Moderato» и «Веснянки», а закончил близкой ему по сердцу «En avril à Paris»(Апрель в Париже) - фортепианной фантазией Алексиса Вайсенберга на тему песни французского певца Шарля Трене, вызвавшей бурю восторга у публики. Увы, шансонное, но оттого и необычайно обаятельное исполнение ученика знаменитого педагога Рены Шерешевской, не легло на сердце членов жюри и Марсель, к большому разочарованию его многочисленных поклонников, остался вне финала. Но запомнился!

тадораки.jpg
Марсель Тадокоро

Чёрная шёлковая, переливающаяся блёстками, рубашка «под фигуриста» Вонга Энжела Станислава в первом туре удивила. Но больше, чем наряд, необычный для классической сцены, потрясли его пламенная, неистовая «Апассионата» Бетховена и сладостный, ошеломляющий «Сентиментальный вальс» Чайковского. Не менее ярко, сверкала и программа его второго выступления. Великолепное исполнение «Думки» Чайковского и трёх фрагментов из балета И. Стравинского «Петрушка» не оставили сомнений в его таланте у публики и, что очень важно, у жюри. Конечно, он прошёл в финал. Добавлю, что Энжел закончил Центральную музыкальную школу (ЦМШ) и сейчас является студентом Московской консерватории. Русская школа!

Вонг 4.jpg
Вонг Энжел Станислав

Илья Папоян (Россия) знаком большинству любителей музыки по прошлогоднему конкурсу Рахманинова, где он был одним из лидеров и занял третье место.

Сосредоточенность, полная погружённость в музыку. Все эмоции не на лице - в пальцах. Потрясающее исполнение «Пляски смерти» Сен-Санса просто заворожило зал, а «Сельский отзвук» и «Элегическая песнь» Чайковского тихой и ласковой грустью растопили сердца присутствующих.

Интересной программой порадовал Николай Кузнецов: Мусоргский «Картинки с выставки», Чайковский «Думка», Хинастер «Соната №1». Взять Сюиту Мусоргского на конкурс, это, значит, быть уверенным в себе, как артисте. И пианист не разочаровал публику, показав зрелую, интересную трактовку.

А сколько было очарования, грации и свежести в «Думке» Чайковского!

Соната №1 Хинастера поразила своей экспрессией. Как известно, композитор стремился создать в ней дух аргентинской народной музыки. Напряжённый драматизм, динамика, экстаз — вот что виртуозно передал Николай в своём исполнении. Невероятное впечатление от его игры! Браво!

кузнецов.jpg
Николай Кузнецов

Валентин Малинин волею жребия все туры играл последним. И это всегда была красивая завершающая точка соревнования пианистов. Как взволнованно звучала во втором туре первая часть «Апассионаты», как возвышенно вторая часть, как взрывчато третья!Хорош был и фа диез минорный «Этюд-картина» Рахманинова. Культура звука великолепна!

В третий тур решением жюри прошли восемь конкурсантов ( вместо положенных по условию конкурса шести):

  • Корчагин Станислав (Россия)

  • Мао Сюаньи (Китай);

  • Давыдченко Сергей (Россия);

  • Папоян Илья (Россия);

  • Харлионо Джордж (Великобритания);

  • Вонг Энджел Станислав (США);

  • Ё Соа (Южная Корея);

  • Малинин Валентин (Россия).

Третий тур - финал

В финале программа конкурса предусматривает два концерта для фортепиано с оркестром: обязательный П.И. Чайковского (Первый или Второй) и концерт по выбору исполнителя. Семь участников предпочли играть Первый концерт, очень известный, сверхтрудный, но и выигрышный. При исполнении концертов по выбору повторились только Третий Рахманинова и Второй Прокофьева.

Свежую струю в финал внесли два конкурсанта: Вонг Энжел Станислав и Илья Папоян.

Вонг Энджел Станислав неожиданно всех покорил эффектным и виртуозным концертом Б.Бриттена, сыграв его ярко, оригинально, красочно. Не припомню, чтобы кто-нибудь играл это сочинение британского классика XX века на предыдущих конкурсах Чайковского. 

Илья Папоян - единственный, кто выбрал Второй концерт Чайковского, причём решился исполнить не принятую всеми музыкантами редакцию Зилоти, а авторскую, без купюр, с грандиозным Анданте. То, что на конкурсе прозвучала подлинная версия концерта, - редчайшее событие. И сыграл его пианист великолепно - с невероятной мощью, энергетикой, философией.

Вторым номером программы Ильи был Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, в котором пианист ярко и живописно раскрыл широту и мощь этого произведения. Два совершенно потрясающих русских концерта были абсолютно идеально прожиты на сцене и, безусловно, будут пересматриваться многими в записи.

папоян.jpg
Илья Папоян

Первый концерт Чайковского, исполненный Валентином Малинины был самым романтичным, проникновенным, страстным и вдохновенным в финале конкурса. Именно такое исполнение «завело» публику, которая стоя аплодировала пианисту.

Известный пианист Борис Блох сказал о Валентине Малинине: «Я считаю, что Малинин лучше всех сыграл 1й концерт Чайковского, это задача почти невыполнимая. Ничего уже в этом сверхзаигранном концерте открыть невозможно. Но настоящий талант как раз и делает невозможное. Малинин сумел вдохнуть первозданную свежесть в эту музыку, будто бы открывая нам страницы этого гениального концерта!»

малинин 2.jpg
Валентин Малинин

Сергей Давыдченко, девятнадцатилетний студент Ростовской консерватории, с первого тура был одним из фаворитов конкурса. Он начал свою карьеру пианиста с победы на Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» (2016 г.), конкурсов Astana Piano Passion (2017) и Grand Piano Competition (Москва, 2021).

Сергей с блеском прошёл все три тура, показав зрелость и силу своего таланта.

Особенно монументально точно, напористо смело, величественно исполнил пианист Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьева.

Золотая медаль конкурса пианистов !

дав. нарезультате.jpg
Сергей Давыдченко — объявление результатов

Результаты XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского по специальности «фортепиано».

По решению членов жюри, лауреатами конкурса по специальности «фортепиано» стали следующие участники:

1-я премия и золотая медаль — Давыдченко Сергей (Россия)


2-я премия и серебряная медаль — 

Харлионо Джордж (Великобритания),

Малинин Валентин (Россия),

Вонг Энджел Станислав (США)


3-я премия и бронзовая медаль —

Папоян Илья (Россия),

Корчагин Станислав (Россия)


4-я премия и диплом —

Мао Сюаньи (Китай),

Ё Соа (Южная Корея)
5-я премия и диплом — не присуждалась
6-я премия и диплом —не присуждалась

Фотографии — Евгений Евтюхов

Видеозаписи конкурса по специальности фортепиано:

Концерт- открытие XVIIМеждународного конкурса им. П. И. Чайковского

https://yandex.ru/video/preview/8762452717192993008

Сергей Давыдченко

Лист. Трансцендентный этюд №5 «Блуждающие огни» - 1 тур.

https://www.youtube.com/watch?v=c5Dt7CXXeLc

Станислав Корчагин

М. Равель. «Вальс» - 2 тур.

https://www.youtube.com/watch?v=pCOSyqrL16o

Марсель Тадокоро

Рахманинов. Этюд — картина ми бемль мажор, №7

https://www.youtube.com/watch?v=TRN6dNTHQh0

Вонг Энжел Станислав

П. И. Чайковский «Сентиментальный вальс» - 1 тур.

https://www.youtube.com/watch?v=FNHWcPUrTgg

Б. Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. 3 тур

https://www.youtube.com/watch?v=alUf-O7vv1Y

Илья Папоян

Лист - Камиль Сен-Санс «Пляска смерти» - 1 тур.

https://www.youtube.com/watch?v=zh8WILy2k2Q

П.И. Чайковский. Второй концерт для фортепиано с оркестром, финал.

Гала-концерт в Санкт- Петербурге., 1 июля 2023 г.

https://www.youtube.com/watch?v=cxRMUjG_ndM

Николай Кузнецов

Альберто Хинастера. Соната №1. 2 тур.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=GvBCkr5Pog0&embeds_referring_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2Fvideo-player%2F0xc0e3baeb31f%2Fpages-common%2Fyoutube%2Fyoutube.html&source_ve_path=Mjg2NjY&feature=emb_logo

https://yandex.ru/video/preview/18435260854106699957 Та же соната)

Валентин Малинин

Паганини — Лист. Этюд №6, 1 тур.

https://www.youtube.com/watch?v=BgN_b4oGxGw

Бетховен. Апассионата — 3 часть. 2 тур.

https://www.youtube.com/watch?v=Jdfg8a4onqI

Сергей Давыдченко

С. Рахманинов. Этюд-картина №9 ре мажор.

https://www.youtube.com/watch?v=8Bke9pJMvME

С. Прокофьев. Второй концерт для фортепиано с оркестром соль минор, финалю

https://www.youtube.com/watch?v=vX9CUbNm3KM

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»