Замечания по поводу

"... когда власти надо, она умеет «мобилизовывать ресурсы»… Если честно показать расходы и на что они пойдут, то даже не надо будет «кошмарить бизнес», сами найдутся спонсоры, потому что очевидно: книга остается на века, а фейерверки, на которые с них привычно тянут деньги, длятся минуты. Единственное, что нужно — чтобы власть публично говорила о необходимости этого, чтобы она декларировала свою принципиальную поддержку, чтобы морально благодарила инвесторов таких проектов. Имя спонсора на книге останется навсегда". 

"12 марта в рамках XIII Национальной книжной выставки-ярмарки «Книги России» в конференц-зале № 1 павильона 57 состоялась торжественная церемония награждения победителей VI Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина»"

Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям

1. Вообще-то, независимо от победы, конкурс, проводимый бывшим министерством печати, ИМХО, очень полезен: страна огромная, книготорговые связи разрушены, как по-другому оценить уровень регионалистики? 

Жюри-эксперты весьма авторитетные. В нашей номинации, «Увлекательное краеведение», вручал дипломы легендарный сын еще более легендарного отца — Сигурд Оттович Шмидт (http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=33154 и http://scepsis.ru/authors/id_170.html и пр., и пр.). Он, в самом деле, много сделал для поддержки регионалистики в стране. Ему принадлежит очень точная мысль о том, что в основе успешности краеведения лежит краелюбие. Самый понятно-очевидный для меня пример: Владимир Александрович Гречухин (у него в кильватере Сергей Темняткин, еще пара человек)… Приятно было услышать в кулуарном разговоре от него добрые слова и о «Деталях», и о других моих книгах. С Яном рядом они — всего-то 60 лет разницы — здорово смотрелись.


На церемонии, получив свои диплом + букет, я сказал о пропасти между исходным интернет-дневником и книгой, сделанной из него, и что эту пропасть преодолевал коллектив «краелюбов». Тут в зале раздались совсем не церемониальные аплодисменты: издатели хорошо знают, о чем я говорил.

Воспользуюсь случаем и назову здесь всех, кто участвовал в работе над книгой.

Обратите внимание: жюри классифицировало книгу как фотоальбом. Застрелиться и не встать! Ни в коем разе! Но это признание того, что Михаилу Евгеньевичу Бороздинскому удалось создать очень яркий образ издания. Считаю, что жюри должно было бы выдать ему отдельный, третий диплом за книгу (может быть, хоть это объяснит нынешним обитателям когда-то якобы «самой читающей страны», что у настоящей иллюстрированной книги всегда два автора…). Суметь создать столь запоминающийся облик, будучи зажатым в двух красках, и на офсетной бумаге, — не то слово, молодчина! А сделанные им фотографии на обложке и титуле, а портрет Яна…

Поскольку Миша на всякие там форумы ни ногой, скажу в спину: он, паразит, все время норовит текст на задний план задвинуть! Думаю, и телефонный справочник попытался бы в альбом уделать. Если серьезно, то и тексты он читает: его тонкие и точные замечания не раз оказывались более чем важны в наших книгах.

Не знаю, как для кого, но для меня Ян, в первую очередь, — писатель. Только сложность: тексты «деталей» — не роман, они пропитаны историей Ярославля… Мы с Яном не сразу договорились о допустимом уровне «субъективности» его взгляда на факты. Но с самого начала решили: стараемся не врать. А значит, нужны знатоки.

Сразу две Натальи Сергеевны понадобились — Землянская (кто кроме нее может в нашем городе «сходу» дать справку о каждом старом доме?) и Сапрыкина (к ней я обратился с просьбой посмотреть текст по архитектурной части, обратив внимание на советский период.). Нет, конечно, можно было бы и не выяснять, который именно из сотни Вахрамеевых владел этим конкретно домом, или не слишком ли автор упрощает академические представления о классическом ордере, — ведь не энциклопедию делали...

С Вахрамеевыми, кстати, вообще разобраться без знания генеалогии этого клана невозможно. Тут один знаток — Светлана Викторовна Севрюкова. Но не только по этому вопросу к ней можно и нужно обращаться…

У Андрея Юрьевича Данилова (между прочим, они с Н. С. Землянской вместе работают в городской топонимической комиссии) воз был тяжелее. И не потому, что на Андрея была возложена общая историческая редакция. И не потому, что «муж и жена…», а значит, тексты смотрела еще и Нина Обнорская — несколько ее очень полезных уточнений, конечно же, были учтены.

Дело в том, что Данилов и Рутман уже раз поработали вместе над текстами, и кое-какие представления о лексических и стилистических «пристрастиях» друг друга знали. Потому и попросил его вместе с Анастасией Алексеевной Масловой быть литературными редакторами великолепного, но интернетовского текста. (С Настей мы уже не одну книгу сделали, «Историю губернского города Ярославля», в том числе, а про ее «Волгу: реку городов» говорить вообще надо отдельно.) Консенсус не сразу выработался, но, думаю, взгляды искусствоведа-культуролога и историка, не понаслышке знающего еще и о туризме, очень полезно дополнили друг-друга.

Вот такая «шайка кровопийц» работала над, безусловно, замечательным авторским текстом. А потом Вера Михайловна Хирцова прошлась синей корректорской ручкой по всем страничкам и констатировала: автор весьма грамотен….

На церемонии я сказал еще, что вся возня оной банды была бы бесполезна, если бы не талант и трудолюбие автора, и передал Яну слово. Поскольку здесь его нет, то скажу: мне с ним над последней редактурой работать было «в кайф»! Он не только талантлив, но и умеет слышать возражения и пожелания, вникать в них и вкалывать в энный раз над своим детищем, чтоб «упаковать» мои тяжеловесные пожелания в свой легкий и живой слог…

Судя по всему, читатели обоих вариантов, сетевого и бумажного, даже не заметили изменений. А это — главный знак хорошей совместной работы редакторов и автора. Ну а зануды могут взять навскидку соответствующие развороты из книги и детали с Ярпортала... Повторю: Ян — это любознательность + литературный талант + потрясающая работоспособность!

Кстати, и ЯПК не подкачал. Так что, спасибо всем, кто делал эту книгу Яна Левина.

Скажу отдельно: работа и с Андреем, и с Настей мне не только очень нравится, но она меня еще и кое-чему учит — спасибо, ребята, и дай Бог, не последняя!

2. Кроме «Деталей» из всех отмеченных жюри книг по пальцам можно перечислить те, которые вышли без поддержки региональных властей. Что тут сказать? Значит не в кризисе дело. Кризис, как и разруха, известно, где происходит.

Для примера, два масштабнейших издательских проекта из других регионов:

В нашей же номинации в шорт-листе был отмечен великолепный пермской культурологический проект Алексея Иванова. http://www.reporter.perm.ru/edition/novostikultury/details_8210.html Алексей в ответном спиче сформулировал очень важное в его издательской идее: часть тиража каждой книги серии – бесплатно в библиотеки региона; авторы должны получать достойный гонорар. Вообще он — умный!

Специальный диплом получили астраханцы: за два года — с нуля! — они сделали целую полку книг «губернской библиотеки». И с этим проектом власть региона теперь пиарится на всех возможных международных мероприятиях (погуглите сами: и Испания, и Франция, и пр.)

Что я должен пояснить особо. Когда говорю о поддержке региональных властей, то не надо в этих словах искать попытку примазаться к бюджетному пирогу. О том, какие конкретные проблемы, связанные с краеведением, региональный бюджет (возможно, солидарно с местными) ОБЯЗАН взять на себя мы можем поговорить отдельно — думаю, что в образовании можно и надо было бы много сделать серьезного и нужного: где только не изучают краеведение, но в Ярославле в школах его так и нет…

Имею я в виду совершенно другое: когда власти надо, она умеет «мобилизовывать ресурсы»… Если честно показать расходы и на что они пойдут, то даже не надо будет «кошмарить бизнес», сами найдутся спонсоры, потому что очевидно: книга остается на века, а фейерверки, на которые с них привычно тянут деньги, длятся минуты. Единственное, что нужно — чтобы власть публично говорила о необходимости этого, чтобы она декларировала свою принципиальную поддержку, чтобы морально благодарила инвесторов таких проектов. Имя спонсора на книге останется навсегда. (Качество изданий – вопрос отдельный. Само собой, что творцов ЭА и ВООПиКовцев к серьезному подпускать нельзя на пушечный выстрел.)

Конечно, книжные дела не могут ни в какое сравнение идти с форумами. Объемы осваиваемых бюджетов несопоставимы… Какое тут, на фиг, краелюбие? Краеедение, скорее. А вдобавок, абсолютное непонимание очевидной истины: на галиматье пиар региону не выстроить. Верхом глупости я считаю тщетные потуги перетянуть одеяло предстоящих в 1612 году торжеств с Нижнего Новгорода на Ярославль. (То, что всегда найдутся на все готовые «историки», сомнений не вызывает. И они находятся, угодливо перевирающие известные события трагических лет Смуты: http://edinstvo2012.ru/db/17/?m=print – очевидное холуйское «мифотворчество».)

3. Мне подарили на выставке книжечку Олега Кодолы «История Ярославской области» (мы с ним в один год были за свои книги отмечены премией, учрежденной РБИ, РГБ и Лит. газетой www.whoiswho.ru/yearbook/yearbooks2006/, но «История губернского города Ярославля» тогда принесла «Лучшую книгу и издательство года»).

Издательство «Тур» после успеха его «Истории Архангельской области» серию «История России» стало выпускать в туристическом формате аж десятитысячным тиражом – по-моему, он весьма талантливый бизнесмен.

Хотя исторические несуразности в новой брошюре отменны — надо писать отдельно, они все же простительны: «иногороднему» автору, в самом деле, трудно не ошибиться.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»