Жизнь как танец

Заслуженный артист балета Валерий Алибаев работает таксистом. Почему ему пришлось сменить сцену на автомобиль, а поклонников на случайных пассажиров?
– Ваше такси подъехало, встречайте, – в трубке слышится долгожданная новость, и я запрыгиваю в салон автомобиля, а водитель интересуется:
 – Куда едем?
Начинается привычная болтовня «за жизнь». Монолог таксиста, как обычно, пропускаю мимо ушей, ограничиваясь репликами вроде «ага», «бывает» или «ну надо же!». И вдруг ловлю себя на мысли: чуть было не упустила нечто совершенно необычное:
– Секундочку! Что вы сказали? Заслуженный артист, танцор балета?

– Ну да. Это сегодня я извозом занимаюсь, а до этого двадцать лет сцене отдал.

Не напроситься после такого заявления в гости к Валерию Алибаеву было бы непростительно.
«Балет – мой Бог!»

В 13 лет Валера вытянул «счастливый билет»: сам того не ожидая, прошел конкурс в Московское академическое хореографическое училище. Набор для столицы проводили в родном Душанбе. Ажиотаж был грандиозный: как и во все времена, молодежь мечтала о жизни в большом городе вообще и о славе в частности. Из тщательно отобранных тридцати человек обучаться сценическому искусству позволили в итоге лишь троим. В числе избранных оказался и Алибаев.

– Честно говоря, я больше петь любил, о танцах и не помышлял, – признается артист. – Смешно вспоминать, но и на конкурс-то отправился, можно сказать, по ошибке. Но бросать дело на полпути не привык. Хотя первое время никак не мог проникнуться – какое искусство? В чем красота? Стоишь часами у станка: первая позиция, вторая, ноги каждый день в растяжке чуть ли не разрываешь. Да еще и режим как в военном гарнизоне: с утра до вечера занятия, в город только по увольнительным.

Но вместе с опытом начал появляться интерес, который со временем перерос в настоящую страсть.

– Когда я почувствовал, что такое танец, впервые, еще студентом выйдя на сцену Большого театра, – это была партия часов в «Щелкунчике», и услышал аплодисменты зрителей, то понял, что такое рай на земле, – мечтательно предается воспоминаниям Алибаев. – Парить на сцене – это блаженство, которое трудно описать словами.

Большой театр, гастроли вместе с его артистами в капиталистическую Америку – это в 1974-то году! В училище пятьсот студентов, а Алибаев – опять один из немногих счастливчиков. Жизнь кружила в прекрасном танце! Юноша наслаждался любимой и престижной профессией, общением с не менее талантливыми однокурсниками:

– Вместе со мной учился Виктор Барыкин, будущий партнер Майи Плисецкой. А тогда, помню, его на второй год оставили: не получалось делать поддержку.

В театр оперы и балета в Душанбе Валеру начали звать еще до того, как он получил диплом. Вернувшись на родину после семи лет учебы, Алибаев приобрел в балетном мире славу трюкача: не боялся выполнять сложнейшие элементы, прыжки и вращения.

– Еще в Москве на нашем выступлении присутствовал легендарный артист балета Владимир Васильев. Увидев один из моих прыжков, сказал: «О! Этот парень делает трюки почти как я».

Главные партии, поклонники, цветы – все это вскоре затмила новая и главная страсть юного танцора, красавица-балерина по имени Халима.

– Увидел и влюбился с первого взгляда, – признается Валерий, задорно подмигивая жене. – Когда она ступила на порог нашего театра, я был повержен.

– За мной много поклонников ухаживало, – смеется Халима. – И народные артисты среди них были. Но Валера всех превзошел, завоевал, одним словом.

В том, что партнером на сцене чаще всего становился собственный муж, Халима видела только плюсы:

– Другие танцоры очень бережно к себе относятся. Лишний раз боятся сделать поддержку, поднять партнершу на руки. Валере же сколько скажешь, столько раз и поднимет. Одной рукой, с легкостью. Безупречный партнер!

– Ну, если бы ты замуж за меня не вышла, я бы столько раз тоже поднимать не стал, – подшучивает над женой танцовщик.
Крутой поворот

Таиланд, Малайзия, Индия, Пакистан – с театром семейная пара побывала на гастролях в самых экзотических странах. Везде успех, аплодисменты. Безупречной картину счастья сделало рождение дочки Жени. Кто бы мог представить, что вскоре их прекрасный мир рухнет, а танец прервется. Гражданская война, разразившаяся в Таджикистане в начале девяностых годов прошлого века, заставила Валерия и Халиму, как и многих других, буквально спасаться бегством, бросив работу, дом, привычную жизнь.

– Жили впроголодь, зарплату в театре не платили, прятались от перестрелок, – вспоминает заслуженный артист Таджикской ССР. – Бывало, репетировали под грохот военных вертолетов. Или выходили из театра, а по обеим сторонам улицы вооруженные люди залегли, пальба идет. Мы же, кроме своих семей, еще и по очереди с другими артистами театр охраняли от мародеров: против огнестрельного оружия нам выдали брандспойты…

От наступившей безысходности в голову стали закрадываться страшные мысли, вплоть до суицидальных.

– Но я взял себя в руки ради своей семьи, – рассказывает Валерий Курбанович. – В ста метрах стреляют, а я рыбу ловлю. Беженцы с тюками идут, а у меня улов. Иногда до 30 килограммов.

– Появлялась еда, обязательно с соседями делились, только так друг друга и спасали, – добавляет Халима.

В 1994 году балетная чета смирилась с мыслью, что уехать, бросить все – единственный выход. Квартиру продали за 500 долларов – хватило только на то, чтобы заказать контейнер для вещей. Билеты на самолет покупали уже в долг.

Переехать было решено в Тутаев, к матери Халимы. Первые годы жили в деревенском доме, потом удалось получить квартиру в городе.

– К сожалению, ни в Тутаеве, ни в Ярославле театра оперы и балета как не было, так и нет, – вздыхает Валерий. – Поэтому кем только я не работал. Сначала директором клуба, потом вместе с женой в школе искусств на хореографическом отделении. Но платили там копейки, а у нас к тому времени уже вторая дочь подрастала. Поэтому пошел на автозаправку, а теперь уже 12 лет работаю в такси.

Когда Валерия Курбановича спрашиваешь, не обидно ли, что заслуженному артисту, талантливому балетному танцовщику негде применить свои незаурядные способности, Алибаев с веселой улыбкой отмахивается: мол, ерунда, это было давно и неправда, а сейчас все хорошо.

Если он и грустит порой, то никогда в этом не признается. Ведь он всегда был не просто артистом. Он был трюкачом. Может, именно головокружительные пируэты и рискованные прыжки на сцене научили его не пасовать и перед крутыми поворотами жизни.

Таксист так таксист: жизнь диктует современные танцы.
"Ярославский регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе